Модельный Иркутск

На Приангарье надвигается реформа местного самоуправления

Государственная дума намерена до конца апреля принять поправки в закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», фактически предлагающие отменить прямые выборы мэров в крупных городах. Они будут выбираться из числа депутатов думы городского округа, а администрациями станут руководить сити-менеджеры. Если поправки примут, в Иркутской области не будет прямых выборов мэров в Иркутске, Братске и Ангарском районе. Не исключено, что сентябрьские выборные кампании пройдут уже по новой системе. В сентябре в Иркутске и Братске предстоят выборы местных дум, а если в апреле Верховный суд признает неправомочной думу Ангарского района, то и там стоит ждать осенних выборов. Но муниципалитетам Приангарья реформу местного самоуправления, как бы ее не критиковали, скорее всего, не придется разнашивать как новые сапоги, ведь в Братске и Ангарском районе прямые выборы мэров отменены уже давно, просто они туда теперь не вернутся. К тому же они там и вряд ли нужны, поскольку могут привести к непредсказуемым последствиям, которые не пойдут на пользу самим же избирателям, совершившим необдуманный выбор на почве протеста. Поэтому предстать в обновке на политическом подиуме во всей красе по идее должен только Иркутск.

На Приангарье надвигается реформа местного самоуправления

— Нас, безусловно, волнует, как происходит формирование органов власти местного самоуправления. Опыт показал, что иногда на руководящие должности приходят люди, нацеленные на деятельность в личных интересах. Это недопустимо, — заявил губернатор Сергей Ерощенко на инаугурации мэра Шелеховского района Максима Модина. — Муниципальная власть должна быть направлена на развитие территории, создание инфраструктуры, строительство жилья, социальных объектов, должна предлагать перспективные проекты, искать и привлекать инвесторов.

10 апреля Госдума планирует рассмотреть в первом чтении поправки в закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», предлагающие ввести двухуровневую систему управления, при которой мэр избирается не на всенародных выборах, а из числа депутатов думы городского округа. Эта модель будет распространена на крупные городские округа с административным делением. В России 67 таких территорий.

До конца следующего месяца федеральный парламент рассчитывает поправки окончательно принять, после чего слово останется за Советом Федерации и президентом. Таким образом, как стало известно «МК Байкал» от источника в Государственной думе, в мае изменения в закон вполне могут быть утверждены.

Если это будет сделано до того, как официально назначат осенние выборы, сентябрьские кампании пройдут уже по новой схеме. Например, в Иркутске в случае принятия поправок, необходимо будет выбрать более 120 депутатов, потому что думы будут созданы в каждом районе города. Будет и единый на город парламент, который сформируется из делегированных представителей районных дум.

Глава города по новому закону назначается из числа депутатов городской думы, он же будет председателем парламента. У администрации Иркутска в таком случае появится отдельный руководитель — сити-менеджер, избираемый по конкурсу. Состав конкурсной комиссии на паритетных началах предлагают городской парламент и губернатор области.

То есть, согласно предлагаемой модели, прямо избираться будут только депутаты городских районов. При этом муниципальная реформа, как заявляет президент страны Владимир Путин, преследует цель развития сильной и независимой власти на местах, установление тесного контакта власти и населения. Федеральные правители полагают, что нововведения будут этому содействовать, но в обществе законопроект вызывает неоднозначные мнения. В первую очередь высказываются недоумения по поводу того, того, что дискредитировавший себя институт сити-менеджера не только не уходит в прошлое, но и ускоряет шаг в своем путешествии по стране, распространяясь на все новые и более крупные города.

Что касается Иркутской области, то ей от реформы едва ли станет хуже с учетом уже набитых шишек. В проблемном Братске прямые выборы мэра отменили в 2011 году сами муниципальные власти. В злополучном Ангарском районе — в 2010-ом. В результате территории несколько лет прожили как на пороховой бочке, пока она, наконец не взорвалась. В Братске мэр и сити-менеджер не могли поделить сферы влияния, их соперничество в итоге вылилось в судебный иск градоначальника в адрес главы администрации с требованием расторгнуть с нею контракт по причине невыполнения полномочий. Потом восстала городская дума — несколько депутатов обвинили уже самого мэра в недееспособности и подали заявления об отставке, не желая работать с таким градоначальником.

Глава администрации сначала пыталась оспорить решение суда, который удовлетворил иск мэра, но вскоре добровольно сложила полномочия. Сейчас в Братске фактически царит безвластие — в конце марта вступило в силу решение суда о признании думы нелегитимной в связи с выходом из нее части депутатов.

А в Ангарском районе жизнь местной думы висит на волоске. Оттуда тоже вышли депутаты, которые раньше были не согласны с политикой мэра Владимира Жукова, а после его отставки — с политикой исполняющей полномочия мэра Светланой Кажаевой, его ассистенткой в управленческих фокусах. За два года работы в районной думе Владимир Жуков успел рассориться с большинством депутатов, в парламенте то и дело разгорались скандалы по вопросам управления территорией. Думцы выражали ему недоверие, обвиняли в коррупции и разбазаривании муниципального имущества.

Жуков сам покинул пост осенью 2012 года, избравшись главой Ангарска. После этого главным объектом претензий для депутатов стала Светлана Кажаева, а потом им все надоело и они подали в отставку. Решение суда о неправомочности парламента Ангарского района пока не вступило в силу, потому что оспаривается в Верховном суде. А Кажаева между тем отправилась под домашний арест. В отношении нее возбуждено уголовное дело о растрате бюджетных средств. Следственные органы подозревают, что она незаконно получила из бюджета 1,3 млн рублей в качестве доплаты за исполнение полномочий мэра территории, которые она взяла на себя после ухода с поста мэра Владимира Жукова осенью 2012 года.

Жуков по этому делу тоже проходит. Кроме того, в отношении неустановленных лиц администрации Ангарска, которую он теперь возглавляет, в декабре прошлого года было возбуждено уголовное дело по факту служебного подлога. По версии следствия, в мае 2013 года были изготовлены подложные постановления главы Ангарска, содержащие заведомо ложные данные о необходимости сноса и переселения двух жилых домов в микрорайоне Китой Ангарска. Специальной комиссией эти дома аварийными не признавались, а по поддельному постановлению из Федерального фонда содействия реформированию ЖКХ в бюджет города были привлечены средства на их расселение.

В околополитических кругах высказывается предположение, что синхронность кульминаций в драмо-политических действиях, развернувшихся в двух территориях, свидетельствует об управляемости процесса извне. По мнению некоторых наблюдателей, с подачи вышестоящей власти политическая арена расчищается от присосавшихся к начальственным постам интересантов, которые в Братске не хотели возвращать прямые выборы мэра, а в Ангарском районе препятствовали ликвидации двоевластия, ведь, как известно, Ангарск, имея масштабы города, довольствуется статусом городского поселения. Его жизнь управляется двумя администрациями — городской и районной.

Теперь же у Ангарска появился шанс на восстановление статус-кво. Что же касается возвращения прямых выборов в горячих политических точках, то они, скорее всего, не стали бы средством для исцеления в случае своего возвращения. В Братске и Ангарске, где однажды уже случилось протестное голосование, оно рискует повториться. Разочарованные властью избиратели, подгоняемые мятежными настроениями, а не чувством персональной гражданской ответственности, могут своими голосами привести территорию к очередному кризису.

Иркутску же, где в 2010 году также случилось протестное голосование, повезло больше, город не трясло в политической лихорадке. Здесь прямые выборы мэра могут быть отменены в раках грядущей муниципальной реформы. Губернатор Сергей Ерощенко, обычно упрекающий за непатриотичный стиль управления иркутского мэра Виктора Кондрашова, на днях, словно на что-то намекая, неожиданно начал хвалить его за хорошую работу. А ранее глава региона в своих выступлениях высказывал мнение, что в России чересчур много избираемых чиновников и некоторых из них было бы правильнее заменить назначаемыми.

— То, что мы видим сегодня в муниципалитетах — это болезни роста и возможность модернизировать политическое устройство с учетом допущенных ошибок, — говорил Сергей Ерощенко в интервью «МК Байкал» в январе. — У нас огромное количество избираемых чиновников, люди устали избирать, на самом деле. И вышло так, что основной демократический институт у нас оказался дискредитирован. Но других нет, в результате мы имеем муниципальные войны и население, которое уже запуталось, кто из местной власти должен построить садик, а кто школу, а кто должен выплачивать зарплату. Выборы — это выбор будущего. Но не все это пока понимают, к сожалению.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру