— У нас состоялось заседание постоянной депутатской комиссии по городскому хозяйству и муниципальному имуществу, на котором администрация города представила нам экономическое обоснование слияния муниципального предприятия «Братское троллейбусное управление» и Муниципального пассажирского автотранспортного предприятия, — рассказал «МК Байкал» мэр Братска Константин Климов. — Мы также выслушали мнение руководителей предприятий и депутатов, но прийти к общему решению нам не удалось. В объяснениях администрации есть разумное зерно, но все еще остается много вопросов. Поэтому мы рекомендовали мэрии обратиться к экспертам из Торгово-промышленной палаты, Братского государственного университета или других организаций. С независимым экспертом должен быть заключен контракт, по которому в течение месяца-полутора он проведет исследование не только целесообразности объединения двух предприятий, но и перспективы развития пассажирских перевозок в Братске. После этого снова состоится депутатская комиссия, на которой мы озвучим свое мнение.
Об объединении Муниципального предприятия «Братское троллейбусное управление» и Муниципального пассажирского автотранспортного предприятия стало известно сразу после новогодних праздников, хотя постановление об организации предприятий было подписано заместителем главы администрации Братска Вячеславом Шнейдером еще 26 декабря прошлого года. Зачем объединять предприятия администрация толком не могла объяснить ни работникам, ни общественности, ссылаясь лишь на абстрактную экономическую выгоду.
Коллектив «Братского троллейбусного управления» отреагировал на реорганизацию незамедлительно: работники направили губернатору Иркутской области, мэру Братска обращение, в котором заявили, что готовы объявить забастовку в случае реорганизации. Сотрудники указывали на то, что в объединении нет смысла, поскольку авто- и электротранспорт имеют разную специфику обслуживания. Более того, работники «БТУ» привели в пример целый ряд российских городов, в которых слияние двух ветвей пассажирского общественного транспорта привело к банкротству объединенного предприятия. Руководитель предприятия Сергей Ишков, являющийся депутатом думы, тоже выразил беспокойство по поводу объединения, объяснив, что БТУ — успешное предприятие, имеющее прибыль и множество наград, в то время как автотранспортное предприятие известно как проблемное и закредитованное.
Между тем, директор МП АТП Владимир Рылов в разговоре с корреспондентом «МК Байкал» неделю назад опроверг эту информацию. По его словам, долгов у предприятия нет, а работники предстоящим объединением не обеспокоены. И то, и другое, мягко говоря оказалось далеким от реальности.
На собрании Союза промышленников и предпринимателей Братска, где 20 января обсуждался вопрос слияния предприятий, Рылов признался, что на текущий момент кредиторская задолженность МП АТП — примерно 16-17 млн рублей. А в Иркутском областном объединении организаций профсоюзов «МК Байкал» сообщили, что к ним поступило обращение, в котором коллектив Муниципального пассажирского автотранспортного предприятия высказался против объединения с работниками «БТУ».
— Мы действительно обращались в профобъединение, а сейчас собираем подписи, чтобы направить письма, в которых выступаем против объединения, в органы власти, — рассказала «МК Байкал» председатель первичной профсоюзной организации МП АТП Людмила Кулагина. — Мы боимся, что объединение повлечет сокращение людей, а у нас и так нехватка кадров, постоянная текучка. Кроме того, мы не хотим, чтобы Рылов захватил еще и троллейбусное управление. То, что он рассказывает, будто у нас на предприятии все хорошо, это неправда. У нас ужасные условия труда, из-за этого все лучшие специалисты и уходят.
В свою очередь, администрация Братска заявила, что не собирается сокращать работников предприятий, и для них все останется по-прежнему. «Сокращать кондукторов, водителей, обслуживающий персонал нет никакого смысла, потому что одна из основных задач местной власти — обеспечить качественные перевозки жителей», — пояснила глава администрации Елена Гольцварт.
Однако если будут сохранены все маршруты и весь обслуживающий их персонал, то за счет чего вдруг вырастет прибыль объединенного предприятия или уменьшатся расходы? Чтобы выяснить конкретные цели объединения корреспондент «МК Байкал» направил официальный запрос в городскую администрацию, однако ответа пока не поступило.
Судя по всему, тот же вопрос мучает и работников предприятий, и депутатов. На встрече, организованной Союзом промышленников и предпринимателей, одним из преимуществ объединения была названа возможность сделать единый проездной билет для жителей города, который действовал бы и в троллейбусах, и в автобусах. Идея не убедила.
— А почему нельзя сделать единый проездной, не объединяя предприятия? В других городах это практикуется! — заявил один из присутствовавших на заседании работник БТУ. — Вы хотя бы мнение коллективов спросили? У нас же очень специфическая деятельность! К нам когда приходят новые специалисты из того же автотранспортного, они же к троллейбусам боятся подойти, потому что не знают, что и как делать. Лучше бы с обучением специалистов помогли!
О необходимости советоваться с трудовыми коллективами заявил и депутат думы Аркадий Нестеренко, присутствовавший на этой встрече. «Это люди, которые здесь работают, они в этой сфере являются авторитетами, но из ваших объяснений не могут понять, зачем нужно объединение, — подчеркнул Нестеренко. — А, как известно, если вы не можете объяснить свою идею 12-летнему ребенку, значит вы шарлатан! Еще я хочу напомнить, что учредителем городской администрации являются жители города, и они в первую очередь должны проводить экспертизу ваших решений, потому что они платят налоги в бюджет, потому что они — пользователи услуг».
Доказать целесообразность слияния администрация Братска не смогла не только жителям, но и депутатам, многие из которых являются людьми с управленческим опытом и экономическим образованием. При этом экономическое обоснование мэрия согласилась предоставить депутатской комиссии только за «закрытыми дверями», в отсутствие СМИ и других любопытных. Якобы, в докладе содержатся данные об экономической деятельности предприятий, которые могут быть использованы конкурентами в своих целях.
— Будучи бизнесменом, я с пониманием отнесся, когда администрации Братска заявила, что не приводит экономическое обоснование в публичном пространстве, поскольку в нем содержатся данные о деятельности предприятий, которыми могут воспользоваться их конкуренты, — рассказал «МК Байкал» депутат Аркадий Нестеренко. — Но когда на депутатской комиссии нам представили бизнес-план, я даже пожалел, что всерьез воспринял слова администрации. В обоснованиях — сплошная вода! Все, что они хотели сказать, можно уместить на одну страницу. Такое ощущение, что на его проработку потратили всего день-два. Я иногда принимаю экзамены у студентов, они и то лучше бизнес-планы составляют. Этот бизнес-план, худший из всех, что я видел.
При этом цели объединения так и остались непонятными. «В докладе приводилось пять целей, но все они были настолько неубедительными, что я их даже не запомнил», — отметил депутат.
В принципе, предложение депутатов обратиться к стороннему эксперту по закону носит только рекомендательный характер, и администрация имеет право его проигнорировать. Однако, как сообщили «МК Байкал» в пресс-службе администрации Братска, в настоящее время городские власти рассматривают предложение депутатов, а также определяются, в какую именно организацию обратиться за этой услугой. Впрочем, теперь любое действие мэрии по объединению предприятий не останется без внимания общественности. Работникам троллейбусного управления удалось всколыхнуть братчан.
На одном из форумов в Интернете появилось обращение якобы от жителей города, под которым собрано около 2 тыс. подписей.
— Мы очень обеспокоены данным решением, так как хорошо понимаем, что данное слияние направлено не на улучшение работы этих предприятий, а ведет к банкротству и дальнейшей скупке частей предприятий частными лицами, — говорится в этом обращении. — В настоящее время, жителей города устраивает работа троллейбусного управления, и мы считаем, что слияние двух предприятий отрицательно скажется на качестве транспортных услуг. Уже сейчас, пассажирское автотранспортное предприятие не в силах справиться с пассажиропотоком в Центральной части города самостоятельно. После 20 часов невозможно дождаться автобусов, в то время как троллейбусы ездят с 5 утра и до 1 часу ночи.
Кроме того, в органы власти города и области с письмами обратились Союз промышленников и предпринимателей Братска, Иркутское областное объединение профсоюзов, а также объединенная профсоюзная организация работников Братской лесопромышленной площадки, которые давно сотрудничают с троллейбусным управлением. Все они сходятся во мнении, что решение об объединении было принято администрацией поспешно, без должного анализа и без жизненно важных причин.