– Как возникла идея создать такое креативное место и почему это швейное, а не какое-нибудь другое, кафе?
– Когда мне было шесть лет, я сказала себе: у меня будет такое пространство – ателье. Я думала, что это должно быть интересное ателье, в котором будут шить сценические наряды. Дело в том, что моя мама работала не где-нибудь, а в цирке, поэтому я с детства крутилась в цирковом пространстве. А для цирковых шили такие эксклюзивные интересные наряды, которых не было ни у кого.
До самого поступления в институт в этой моей идее ничего не менялось, я шла именно к такой цели – к интересному ателье. Но однажды, а было это лет 18 назад, я наткнулась на интересную информацию – мне принесли распечатку из какого-то европейского СМИ, и там рассказывалось, что в Европе есть такая распространенная форма кафе, как швейное. Туда люди приходят выпить кофе, поесть, но там же есть зона для рукоделия. Одни пьют кофе, другие рукодельничают – и наблюдают друг за другом. И вот тогда у меня зародилась идея о таком месте в Иркутске.
Сначала у нас появилась барная стойка, потом мы соорудили кухоньку, потом – маленькое кафе. Теперь, когда мы заехали в большое пространство, у нас есть и кафе, и магазинчик, и творческое пространство, и место для рукоделия – рабочая зона. Есть свой зал для разных творческих мероприятий.
Вообще, я с детства была очень активная. В школе я всегда проводила разные мероприятия, позже, когда училась в вузе, работала в педагогическом отряде. Кстати, я почетный член педотряда: 18 лет ездила в лагерь. А в прошлом году я организовала уже свой лагерь для ребят.
Для меня активная жизнь – это нормально: нас в семье было четверо детей, и в доме всегда было много друзей, двери в нашей семье всегда были открыты для людей.
– Что самое главное в вашей концепции швейного кафе?
– Изначально вся тема затевалась в концепте швейного кафе, куда люди приходят и не пишут конспектов – мы не ведем курсы кройки и шитья. Наша задача помочь человеку раскроить и сшить – мы сопровождаем тех, кто, может быть, никогда и не занимался шитьем одежды. И вот эта концепция привела к удивительному: перед нашим фестивалем «Шьютифул», который состоялся 12 июня, пришли сразу четыре человека со своими идеями -– и создали свои коллекции, при этом шить они не умели. Мы помогли им подобрать материалы, помогли раскроить, помогли сшить. Одна из них – Кристина, взяла гран-при на этом фестивале со своей коллекцией «Тотемное животное». Модели с огромным количеством всяких сложных деталей – и для нас этой был настоящий бой, потому что в течение двух месяцев мы обе не знали до конца, что получится, но делали и не сдавались.
– Кристина вообще не умела шить?
– Да. Она никогда не сидела за швейной машинкой, но у нее была сильная, эмоционально заразительная идея. Для ее осуществления мы обратились к разным людям, и нам принесли все необходимые материалы: кожу, мех и многое другое.
Другая наша подопечная – Лена своей коллекцией взорвала всех, ее сразу везде показали. Коллекция называлась «Я хочу одеться в белое» – нежнейшие свадебные платья. Свою работу она посвятила мужу, который погиб на СВО. Зал плакал.
– Вы сказали, что у вас есть детский лагерь?
– Да чего у нас только нет! Вообще, раньше мы делали просто лагерь. В прошлом году попробовали совместить детский лагерь с фестивалем «Точка возврата», который проводит Байкальский союз криэйтеров, членом которого я тоже являюсь. И взрослые, и дети жили и творили на одной территории, но, конечно, в разных корпусах и по своему режиму дня. Идея заключалась в том, чтобы взрослые и дети взаимодействовали на творческом поле как равные. В какой-то момент дети захватили все пространство лагеря, было так здорово. Этот опыт надо продолжить.
Я обожаю работать с подростками, они уже куда круче, чем мы. Дети обладают такими навыками и возможностями чуть ли не с рождения, о которых мы никогда и не мечтали в таком возрасте. Они сейчас более свободны, ничего не боятся, у них есть чему поучиться. Побыть с ними, пообщаться с ними – это крутая возможность.
В этом году снова, с 4 по 10 августа, будет неделя творчества «Точки возврата». Она пройдет в Байкальске. В бытовом смысле все организуем четко: будут благоустроенные корпуса, появится возможность думать только о творчестве и заниматься только творчеством. В программе – и театралы, и музыканты, и секция рукоделия. Будет много интересного.
– Что интересного в планах на ближайшее будущее?
– Нас пригласили на фестиваль ко Дню строителя – он состоится 10 августа у памятника Александру III. Предложили сделать коллекцию эпатажной, подиумной одежды по теме, условно, «Иркутские дома». Я собрала уже 10 дизайнеров разного возраста с разным опытом. Каждый из них выберет иркутский дом – старинный или современный – и сделает модель одежды по его мотивам. На экране будут демонстрироваться этот дом и модель.
После этого фестиваля мы коллекцию «Иркутск глазами иркутских дизайнеров» повезем в Красноярск на неделю моды «Сибирский бренд». Это будет в сентябре. Мне очень греет душу этот фестиваль в Красноярске, нас собралось уже 15 человек, которые хотят участвовать в сентябре. На этот фестиваль я тоже представлю две коллекции.
Поедем мы караваном на машинах и будем снимать путешествие и сам фестиваль. Может, и фильм получится создать.
– Ваша самая большая мечта?
– Самая большая мечта в жизни? Такое ощущение, что она уже сбылась и можно придумывать что-то новое. Наверное, самая большая мечта – заниматься всем, чем я сейчас занимаюсь, не думая об аренде, чтобы творчество не было ограничено финансовыми обязательствами. Нам бы очень хотелось, чтобы красноярский опыт поддержки творческих людей был воспринят в Иркутске.
Еще мы будем писать заявки на два гранта: первый – про иркутскую неделю моды, в этот проект нужны большие вложения. Второй – я хочу набрать две группы людей в швейное кафе. Одна группа – дети, другая – взрослые, у которых есть свои задумки коллекций одежды. И вот с этими группами творцов пройти от начала до конца, начиная с коллажей, рисунков, эмоций, стилистки, цвета. Потом с помощью профессионалов дойти до полного отшива, а затем выставить эти коллекции и при удачных обстоятельствах где-то продать. Очень хочется создать такой замкнутый цикл.
Еще есть мечта делиться опытом в создании таких швейных кафе. В свое время я шла методом проб и ошибок. Сегодня накопила огромный опыт, которым хочется делиться. Для творческого человека очень важно иметь финансовую поддержку, чтобы заниматься только творческим процессом. С этой целью в том числе мы и пишем свои гранты.