В 1757-м был построен Александровский винокуренный завод, который проработал больше века, а в 1873-м на месте винокуренного завода – на котором, кстати, использовался труд каторжан – появилась тюрьма. В пожаре в 1889 году она сгорела, но через два года была восстановлена. В двух корпусах централа содержались уголовные каторжане – в 21 одиночной и 53 общих камерах. Рядом располагалась пересыльная тюрьма. В стенах централа побывали видные деятели будущего советского государства: Дзержинский – в 1902-м, Фрунзе – в1914-м, Орджоникидзе – в 1915-м.
В советское время, в 1956 году, из стен Александровского централа освободилась последняя партия заключенных – японские военнопленные, а в стенах централа открыли психоневрологическую больницу, которая проработала больше полувека. Но в марте 2014-го больницу закрыли, больных перевели в больницу «Сосновый бор». Александровский централ признан историко-архитектурным памятником федерального значения, но фактически оказался брошенным и под воздействием осадков и вандалов стал разрушаться на глазах.
Это вызвало негативную реакцию у александровцев, семьи которых были связаны с централом поколениями. Александровский централ – это история, которую нельзя забывать, ведь через него прошли сотни тысяч судеб. Гид-экскурсовод из Иркутска Марина Копылова вместе с Мариной Бобрышевой, директором Александровского дома культуры, чтобы поддержать памятник, придумали экскурсию по селу Александровскому, для которого централ, без преувеличения, был еще недавно градообразующим предприятием.
– На Байкал едет очень много туристов. Но хотелось бы, чтобы туристы увидели еще другие очень интересные локации. Александровский централ не раскручен, по нему очень мало материалов и книг. Раньше тут был винокуренный завод, на экскурсии мы рассказываем историю производства, и я доказываю, что это первое капиталистическое предприятие на нашей территории. У многих людей с этим историческим зданием связаны судьбы. В селе Александровском буквально каждая семья связана с централом. Сегодня в само здание вход запрещен – оно разваливается, входить небезопасно. Мы собрали массу фотографий разных лет, чтобы понимать облик централа. А в будущем хотим сделать маршрут не только по селу, но и по самому Александровскому централу, – рассказывает Марина Копылова.
На экскурсию приехал Морис Константинович Москвитин, иркутский художник. Его отец охранял заключенных в централе и не любил рассказывать об этом своей семье.
– Мой отец жил в деревне Московщине по Александровскому тракту, в юности работал на прииске на Байкале. Потом попал на службу в Александровский централ, где отслужил восемь лет. Служба тут была очень сложная. Он мало рассказывал нам про централ, ему было тяжело вспоминать.
Потом, как рассказывает Морис Константинович, семья вернулась на прииск, добывали золото, сдавали государству. Отец в свой срок умер. Он сам, названный родителями в честь главного героя приключенческого романа Майн Рида «Всадник без головы», увлекся рисованием и всю жизнь занимался тем, к чему лежала душа, стал членом Союза художников.
– А сегодня, когда я в очередной раз побывал тут, очень тяжелые чувства, я понимаю, как тяжело было служить тут отцу и как тяжело было отбывать свой срок заключенным, – говорит иркутянин.
В селе Александровском большинство работоспособного населения работали сначала в тюрьме, а затем – в психбольнице. После закрытия село оказалось на грани вымирания, народ начал переезжать отсюда, а централ – разваливаться на глазах.
– В 1980 году, когда я приехала сюда, в больнице было 1200 человек. Перед закрытием оставалось 500 больных и 230 человек работало. А это добрая половина работоспособного населения села. Решение закрыть больницу было давним. Но после закрытия нужно было законсервировать и сохранить здание как историческую ценность. Однако этого сразу не произошло, и поэтому у здания большие разрушения, много было вандализма, опасно ходить внутри, – рассказывает Марина Бобрышева, директор Александровского дома культуры.
Какие-то первоочередные противоаварийные работы в отношении централа были проведены в ноябре прошлого года – убрали и вывезли мусор, отремонтировали кровлю, сделали защитное закрытие окон, установили забор, видеонаблюдение и освещение по периметру.
– Задача работ, которые начал подрядчик, – сохранить комплекс в нынешнем состоянии до начала реставрации, не допустить дальнейшего разрушения. Это уникальный исторический объект. На данный момент его проблемой является отсутствие пользователя, который занялся бы его восстановлением и приспособлением под современное использование, – сообщил руководитель ОГАУ «Центр по сохранению историко-культурного наследия Иркутской области» Григорий Ивлев.
И местное население, которое также считает объект уникальным, значимым, искренне верит, что Александровский централ вновь обретет жизнь. Когда психбольницу расформировали, сюда заходил кто попало, проводили квесты, лазили здесь сталкеры. Местные, по словам Марины Бобрышевой, провели большую уборку, привлекли волонтеров из Усть-Орды, Бохана и Иркутска. Вывезли много КАМАЗов мусора. Единственное место, где не убрали, – здание первого отделения, там произошло обрушение, и находиться внутри попросту опасно.
– Несколько лет назад в здании перекрыли крышу. Мы надеемся, что здесь будет музей. Не зря же внесли в список культурного наследия наше село и Александровский централ. Не будут же зря выбрасывать деньги на консервирование, ремонт кровли, охрану и прочие расходы – все это больше 10 миллионов рублей. Когда закрыли окна, сразу появилась надежда, что централ не бросят, – делится надеждами директор ДК.
Благодаря проведенной работе разрушение объекта приостановлено. Обеспечена безопасность пребывания на территории и внутри объекта. Разработана проектная и сметная документация. Проведены акции для волонтеров и активистов в сфере охранения культурного наследия – но вход для туристов на территорию категорически запрещен в целях их же безопасности.
Предполагается создать на основе Александровского централа музейно-гостиничный комплекс. По предварительным оценкам администрации региона, комплекс смогут посещать не менее 150 000 гостей в год. Реализация проекта обеспечит рабочие места для жителей села Александровского и Боханского района, поможет в развитии местных предприятий, производства, фермерских хозяйств, объектов культуры. «Затраты на 3 этапа: 1 067 049 550 рублей. Прибыль после реализации: 193 680 000 руб./год. Простой срок окупаемости: 5,5 года», – говорится в презентации по восстановлению централа.
А пока централ огорожен забором. Охранник следит, чтобы никто туда не пролез. А птицы с удовольствием вьют гнезда на фасаде здания.