МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Иркутск

Снова спасен: капитальный ремонт ледокола «Ангара» закончат к ноябрю

Плавучий памятник нормально не ремонтировался 30 лет

В прошлом году легендарный паровой-ледокол «Ангара» отметил свое 120-летие. Подобных ледоколов-паромов осталось всего пять по всему миру, это настоящие легенды. Ледокол «Ангара» – свидетель строительства КБЖД, Колчака и Русско-японской войны, перевозил войска на Восток, четырежды был затоплен, чуть не превратился в груду металлолома. Но благодаря неравнодушным иркутянам, в частности Николаю Салацкому, судно удалось спасти.

5 ноября 1990 года «Ангара» встала на вечную стоянку в Солнечном, где стоит и по сей день. Сегодня она снова спасена – уже в который раз: на ледоколе провели капитальный ремонт.

В прошлом году праздник 120-летия несколько отравило то, что повсюду на палубе гости и участники наблюдали беспощадные приметы времени – следы коррозии, ржавчины и вздувшейся краски. Это добавляло, конечно, некий колорит, все-таки ледокол-ветеран. Но если вовремя не удалить ржавчину, она проест даже такое прочное железо.

Для нас в тот день сделали приятное исключение, разрешив подняться на шлюпочную палубу и даже зайти в капитанскую рубку и каюту капитана. Вход для посетителей туда уже некоторое время был категорически запрещен как опасный для жизни – палуба находилась в аварийном состоянии, местами не было перил. Одно неловкое движение – и гость в воде.

Тогда все присутствовавшие на торжестве просили власти обратить внимание на ледокол с тем, чтобы привести его в порядок, ведь это одна из главных достопримечательностей города, его украшение, его память. Просьбы услышали. За зиму вопрос с финансированием капремонта был решен, и уже в июне начались работы.

Они шли с утра до ночи – лето в Сибири и так недолгое, а в первой половине к тому же постоянно шли дожди. Каждый теплый денек на вес золота.

– Ремонт начался 1 июня 2021 года. Мы ждали этого очень долго, капитального ремонта не было больше 30 лет – с того самого момента, как корабль поставили на вечную стоянку в Солнечном. Ремонт затронул почти весь корабль. Основные работы сейчас ведутся на шлюпочной палубе, – показывает нам подведомственное ему хозяйство Иван Беспалов, заведующий отделом Иркутского областного краеведческого музея «Ледокол «Ангара».

При помощи «пескоструя» полностью очищены от старых слоев краски, грязи и ржавчины главная палуба, левый борт, который сегодня практически весь покрашен. На шлюпочной палубе, площадь которой 353 квадратных метра, сделан деревянный настил. Раньше шлюпочная палуба была полностью закрыта, с 2015 года сюда посетителей не пускали. Теперь, после ремонта, она будет открыта. Ремонт затронул и инженерные коммуникации в машинном отделении. Впереди еще предстоит монтаж рубки, это очень большая работа, в рубке будет размещена постоянная музейная экспозиция.

– Рубка исторически делится на две части, в первой – рулевая рубка, там будут установлены штурвал, компас и все навигационные приборы. Во второй части была каюта капитана, мы ее воссоздадим.

…На главной палубе кипит работа. Рабочие делают здесь… сцену. Ледокол «Ангара» с некоторых пор стал сценической площадкой для творческих людей города, тут проходят и концерты, и творческие вечера – с прекрасным видом на город и водохранилище.

– У нас очень часто на ледоколе проходят творческие встречи. К нам приезжают барды и различные музыкальные коллективы, поэты и писатели. Для них мы и строим сцену, – объясняет Иван Андреевич.

Несмотря на то что на ледоколе все еще кипит работа, большая часть помещений уже открыта для посетителей. Открыта главная палуба, работает музей оптики и оптических иллюзий «Фантаст», экспозиционный зал, выставочный зал, машинное и котельное отделения.

…Сердце ледокола-парохода – это, конечно, машинное отделение. По крутой лестнице мы спускаемся в машинный зал, который благодаря трудолюбию и старанию коллектива музея приобрел новый вид. Пока на ледоколе не было экскурсий, все сотрудники, взяв щетки, болгарки, валики и кисточки, придали машинному залу образцово-показательный вид.

– В машинном отделении мы ремонтировали инженерные коммуникации. Наша канализационная система была в полуаварийном состоянии. Мы поменяли бак, подвели к нему новые трубы. После ремонта бака выгребали грязь, мешками ее выносили отсюда, отмывали корпус, грунтовали и перекрасили практически все машинное отделение. Эти работы проводим всем отделом, кто работает на корабле, тот участвует. В удручающее помещение приводить экскурсантов не очень хочется, – добавляет Беспалов. Сейчас коллектив подготавливает к покраске паровой котел, можно сказать – сердце сердца ледокола. Закончить капитальный ремонт на ледоколе планируют к середине ноября. И тогда для посетителей откроются абсолютно все экспозиции.

Справка «МК»

Ледокол «Ангара» был построен в Великобритании в 1899 году и в разобранном виде доставлен на Байкал. Тогда вокруг озера еще не было железной дороги. Грузы, отправленные по Транссибирской магистрали, в порту Байкал перемещали на ледоколы «Ангара» и «Байкал» и перевозили на противоположную сторону озера. Там вновь перемещали в вагоны и везли дальше на восток страны.

 

Читайте новости «МК Байкал» в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах