На 8-м километре на обочине красуется синяя табличка: «Коттеджный поселок «Лесной парк», туда мы и сворачиваем. 2 км от трассы по грунтовой дороге карабкаемся на машинах по свежевырубленной и отсыпанной лесной дороге вверх. Навстречу едут грузовики. Наконец, выезжаем на поляну, на которой стоит строительная техника, повсюду стройматериалы и строительный мусор.
– Все началось еще в 2013 году, когда принялись выпиливать лес. Нам сообщили, что здесь будет новое садоводство. Мы начали выяснять обстоятельства, оказалось, что документы по этому поселку не в порядке. И в 2017 году нам удалось добиться приостановки беспредела с вырубкой. Хомутовское муниципальное образование, согласно документу из правительства региона, не должно было вносить изменения в генеральный план – с целью сохранения этого лесного массива и последующей передачи его в состав «зеленого пояса» Иркутска. Эти леса являются городскими, они легкие нашего города! – рассказывает активистка Олеся Михайловна, дачница из Плишкино.
Пригород Иркутска расстраивается, да. Но почему-то собственники земель вырубают весь лес. Даже если допустить, что стройки ведутся на некоем законном основании, это ведь попросту неэкологично, это вовсе не поднимает цену домов и участков. Кто захочет жить на пустоши?
– Часть городских лесов вдоль Плишкинского тракта уже застроена, мы называем эти застройки Новоплишкино.
Олеся Михайловна сообщает, что активисты требуют, чтобы статус этих лесов был окончательно определен и зафиксирован.
– Раньше здесь были девственные леса, с большим количеством (около 70) родников, которые питают три реки: Ушаковку, Солянку и Злычастиху. Лес ограничен болотами. Есть труднодоступные места, состоящие из ценных пород деревьев – сосны, лиственницы, есть березы, осины, черемухи, рябины. В лесу находится ореол обитания редких, краснокнижных растений. В лесу живут несколько видов змей, а именно щитомордник, полоз, гадюка, уж. Есть даже летучие мыши. Лес является домом для птиц – филина, дятла, кукушки, глухаря, коршуна и других. Заходят сюда при миграциях косули, изюбры. Согласно последним работам по лесоустройству – от 1985–1986 года – лес относился к городским лесам первой категории защиты. В 2018 году со стороны Пивоварихи через Ушаковку построили хороший мост – как будто бы в никуда. Но мы-то знаем, что это для новых садоводств и коттеджных поселков! Заезжать можно будет со стороны Плишкино и Пивоварихи. В схеме территориального планирования все – от наших дач и до самого Плишкино – идет под застройку, – рассказывает Олеся Михайловна.
С каждым годом предприимчивые люди захватывают новые территории, деревья спиливаются, и строятся новые дома. Но никто не думает о последствиях. Пару лет назад горели из-за засухи торфяники по Плишкинскому и Голоустненскому трактам. Тогда Иркутск был окутан дымом не хуже, чем сейчас, во время северных пожаров. Люди в жару спали с закрытыми окнами, чтобы не надышаться дымом. Вырубят леса в том районе – пересохнут родники и ручьи, которые питают реки и болота. Что нас ждет в будущем, наверное, без дальнейших объяснений понятно. Так зачем вырубать леса, если можно построить дома в другом месте? – такой вопрос задают защитники леса. В сторону Хомутово на открытых и ничем не занятых пространствах можно строиться, чтобы не выпиливать деревья. Сколько выпилили и вывезли при строительстве дороги, остается загадкой. И так же беспощадно уничтожают растительность на стройплощадке – между домами всего несколько деревьев пощадили.
– Нам говорят: мы в лесу строим дома, сохраняем лес. На самом деле из леса делают поле, где нет ни одного дерева, а затем ставят дома… Мы сюда зимой возили немецких журналистов, и тогда домов еще не было, а сейчас уже два десятка построили.
На все свои вопросы активисты получают лишь отписки из надзорных органов, мол, все совершается законно. Например: «Согласно информации, предоставленной администрацией Хомутовского муниципального образования, 9 января 2020 года на основании обращения правообладателя земельного участка с кадастровым номером 38:36:000017:2026 (вид разрешенного использования земельного участка: «под малоэтажное жилищное строительство») было выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства «Двухквартирный малоэтажный жилой дом по адресу: Иркутская область, Иркутский район, п. Плишкино, мкр. Ключевой. 1 августа 2020 года правообладателю вышеуказанного земельного участка в целях обеспечения возможности строительства объекта органом местного самоуправления было выдано разрешение на снос зеленых насаждений», – говорится в ответе главного архитектора Иркутской области Е. В. Протасовой. Нарушений не нашел и мэр Иркутского района Леонид Фролов – от него был получен примерно такой же ответ.
Но все же кто ответит гражданам на вопрос, что это за леса, какова их ценность, относятся ли они к «зеленому поясу», и если да, то почему их вырубают?
Пока что это – частная территория, на которой рубят и строят. Мужчина кавказской внешности не пустил нас на участок, заявив, что он хозяин, что все законно и что мы должны сделать официальный запрос. К нему на джипе подъезжает еще один мужчина, вежливый, обходительный. На вопрос о контактах собственников земли он отвечает: «Делайте официальное обращение, мы на него ответим, у нас все законно, нет ни одного нарушения. Левая сторона от дороги – это да, городские леса, дальше – тоже леса», - уточняет он.
Местные жители уже обратились в прокуратуру за помощью. Они готовы отстаивать лес до конца.