Заграница нас не пустит?
Самое популярное направление среди туристов – Турция – как минимум до середины лета будет закрыто. Страна прикрыла границы из-за роста числа заболевших коронавирусом. При закрытии сообщалось, что к 1 июня Турция откроется – но реалии таковы, что об открытии турецких курортов можно только мечтать.
В направлении стран Азии лететь не рекомендуется: там коронавирус бушует, что называется, «в полный рост». Сравнительно спокойно только в закрытом для иностранцев Китае. В Таиланд, Вьетнам и особенно в Индию ехать, конечно, не стоит. Если жить хотите.
Открыт для российских туристов Египет. Требуется ПЦР-тест. Есть прямое сообщение. В мае открыла прямое сообщение Греция, но там также требуются отрицательный тест и сертификат вакцинации (принимается российский «Спутник-V»). Кстати, греки хотят требовать от россиян по 7 дней сидеть в карантине, но тут есть риск, что многие, узнав об этом, от поездки в эту страну откажутся – если путевка на две недели, сидеть половину срока отдыха в карантине вовсе не прельщает.
Пока открыты Черногория, Кипр (двойное тестирование, прямых рейсов нет), Болгария, Испания, Словения, Мальдивы, ОАЭ, Иордания. Везде требуется отрицательный тест – кое-где и двойной, до вылета и сразу после прилета. Большинство туристических стран планируют принимать сертификаты о вакцинации российским «Спутником», даже те, что входят в ЕС. Европа Европой, а когда тебя туристы кормят, можно кое на что глаза и прикрыть.
Ждет туристов и Абхазия – вроде как Россия, но в то же время и заграница. Готовы принимать гостей Грузия и Армения, а также государства Средней Азии. Нужны тесты и прививки от COVID.
Африка для туристов тоже открыта, но не стоит забывать о южноафриканском штамме коронавируса, который заразнее привычного, и болезнь протекает намного тяжелее.
Так что большинство стран уже открыли прямое авиасообщение с Россией. Есть и такие, попасть куда можно «в обход». Однако ситуация с приростом ежедневно выявляемых случаев заболевания коронавирусом в европейских странах такова, что границы могут закрыться в любой момент. Локдаун, по мнению европейцев, – наиболее действенный способ снизить количество заражающихся. И это есть форс-мажор, то есть непреодолимые, не зависящие от принимающей стороны обстоятельства. Соответственно ответственности за форс-мажор никто не несет, и возврат денег за тур – под огромным вопросом.
Именно поэтому бывалые туристы, особенно обжегшиеся на локдауне и закрытых границах в 2020 году, потерявшие деньги за туры, предпочитают подстраховаться и в отпуск за границу не лететь. Пока все не закончилось. И что тогда остается?
Россия и внутренний туризм
Туроператоры, занимающиеся внутренними направлениями, готовятся к горячему сезону. Отдыхать народ не просто хочет, а готовится изо всех сил. Все помнят прошлогодний отдых на курортах Черноморского побережья, когда и коронавирус не стал помехой тем, кто во что бы то ни стало хотел на море. И в текущем году ситуация повторяется. Все, конечно, кричат: «Это ужас, это совок, это треш полнейший!», а тем временем гостиницы в самых популярных курортных городах на Черном море – в Краснодарском крае и Крыму – раскуплены почти до конца июля. Цены на аренду квартир взлетели почти в два раза. Железнодорожники уверяют, что и почти все места на южных поездах на лето уже раскуплены. Авиакомпании отмечают, что бронирование билетов на черноморские курорты уже практически не проводится – мест почти нет.
Нужно помнить также, что кроме Черного моря есть Азовское. Кучугуры, Ейск и станица Голубицкая – самые популярные места на этом море.
«А давайте тогда на север!» – говорили герои популярного детского мультсериала. И действительно – в России на самом деле полно мест, где можно достаточно хорошо отдохнуть. Вот только это не заграничный «олл инклюзив» и валяние на пляжах. Есть санатории, где можно подлечиться, есть озера и реки, заповедники и просто очень красивые места, есть туры по Золотому кольцу, Калининград (туда, правда, лучше ближе к сентябрю), Карелия и, конечно же, наш Байкал.
Чего ждут туроператоры Приангарья
В мае в правительстве Иркутской области состоялось уже несколько совещаний по вопросам летнего туристического сезона на Байкале. Поток туристов снизился в 2020 году из-за ковидных ограничений. Мы все их помним: разрешили работать только гостиницам и турбазам с отдельными входами в номера или отдельными домиками, заполняемость не более 50% от максимальной, питание только навынос… Сейчас, конечно, с питанием вопрос снят – после того, как разрешили работать ресторанам и кафе, на турбазах эти заведения общепита также открылись для работы в полную мощность. А вот с размещением ситуация остается на уровне прошлого года…
– Конечно, туристический сектор Приангарья такая ситуация с количеством гостей на турбазах и в гостиницах не устраивает, – говорит Марина Григорьева, председатель комитета по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири, член правления Сибирской Байкальской Ассоциации Туризма. – Слишком мало желающих мы можем здесь принять. Представители турбизнеса Иркутской области уже подали заявление властям о том, чтобы снизить ограничения. Кинотеатры и театры работают при 75% заполняемости залов, а в этих заведениях люди долгое время проводят вместе. На турбазах люди только живут в одном здании или недолгое время проводят в одном кафе или столовой. Большую часть времени они на свежем воздухе… Пока ответа на наше заявление мы не получили, но надеемся, что этот вопрос будет решен положительно.
Это вполне вероятно, особенно если брать во внимание высказывание первого зампреда правительства Иркутской области Руслана Ситникова, который заявил, что в 2021 году показатели турпотока в Иркутскую область нужно вывести на допандемийный уровень (1,8 миллиона туристов в год). А в 2024 году в Приангарье вообще должно приехать более трех миллионов человек. Это вообще реально?
– Прежде чем говорить о росте турпотока в Приангарье в целом и на Байкал в частности, нужно решить проблему инфраструктуры, – говорит Марина Григорьева. – У нас элементарных туалетов нет – вспомните зимний сезон 2020–2021 года на Ольхоне: остров просто «поплыл», все гроты были залиты. Тех туалетов, что выставило «Заповедное Прибайкалье», катастрофически не хватало. Не хватает удобств, мест для сбора и хранения мусора, нет дорог и многого другого. Когда эти инфраструктурные вопросы решатся, можно будет говорить об увеличении потока туристов на Байкал.
А чего ждет иркутский турбизнес от летнего сезона?
– В целом ожидания хорошие, и они подкреплены программой кешбэка за поездки по России, которая продолжает действовать, – говорит Марина Григорьева. – Мы надеемся, что эта программа позволит нам расширить границы туристического сезона на Байкале. Самый пик туристов у нас всегда был в июле-августе, но мы всегда хотели, чтобы сезон начинался в мае-июне и заканчивался в сентябре-октябре.
Наученные опытом прошлого, пандемийного, года, туроператоры Иркутской области, которые ранее занимались выездным туризмом – отправляли отдыхающих за рубеж, стараются перейти на внутренний рынок. По словам Марины Григорьевой, это непросто: нужны знания по российским направлениям, нужны связи – и это все приходится нарабатывать. Однако деваться некуда: программа господдержки туристической отрасли закончилась. Хочешь выжить – умей перестроиться.
А для желающих отдохнуть на Байкале отдельно отмечаем: на пиковое время, в июле-августе, большинство гостиниц и турбаз уже забронировано. Однако в июне и сентябре Байкал тоже многое может показать. Туркомпании готовят много интересных предложений, а турбазы ждут гостей.
Будем надеяться, что коронавирус со всеми его мутациями даст россиянам отдохнуть этим летом.