Напомним, что 13 апреля губернатор ввел режим чрезвычайной ситуации в Байкальске, чтобы избежать подтопления карт-накопителей талыми водами: «По моему поручению было проведено обследование полигонов. Специалисты однозначно установили: есть риск перелива вод».
Карты-накопители в Солзане однозначно переполнены, и существует угроза перелива. Представители «Росатома» уверяют, что работы начнутся в ближайшее время, медлить нельзя. Каждая карта-накопитель имеет свой уникальный химический состав, и нет единой технологии, по которой можно будет очистить отходы БЦБК. По информации «Росатома», будет разработан целый комплекс мер, поэтому сегодня Сибирское отделение РАН рассматривает 48 решений. На месте проводятся изыскания и уже начата обработка результатов.
Есть некая предварительная раскладка по двум полигонам шлам-накопителей. Так, на полигоне «Солзанский» в качестве возможных технологических решений по работе с каждым компонентом содержимого полигона рассматриваются удаление и очистка надшламовой воды, механическое обезвоживание с использованием геотуб, а также промораживание шлам-лигнина высокой влажности, компостирование шлам-лигнина средней влажности, литификация шлам-лигнина малой влажности. На полигоне «Бабхинский», представляющем собой три карты, одна из которых заполнена ТКО, а две другие – золошлаками от сжигания угля на ТЭЦ, предварительно предлагаются устройство противофильтрационной завесы по периметру полигона, устройство системы сбора и очистки фильтрата, поверхностных стоков, создание многофункционального защитного экрана. Также предлагается провести очистку щелокосодержащей жидкости и ее осадку на локальных очистных сооружениях, после чего переместить полученное на полигон «Солзанский».
Но первоочередная задача сейчас по-прежнему – селезащита. На изгибах реки, которая не расчищалась десятилетиями, образуются дамбы, скапливается огромное количество воды. Если дамбу прорывает, то поток, несущий камни и деревья, сносит все на своем пути. Если шлам-лигнин в результате разрушения карт попадет в Байкал, это грозит экологической катастрофой: органика, сульфаты, хлориды, сероводород, метилмеркаптан вызовут процесс омертвления воды – кислород связывается, соответственно живое погибает.
– С каждым годом прибрежная часть вдоль промплощадки БЦБК все больше и больше загрязняется, – фиксирует внимание Александр Сутурин, завлабораторией биотехнологии Лимнологического института СО РАН. Он говорит, что главный загрязнитель – это пруд-аэратор, который сбрасывает в Байкал все, что идет через очистные сооружения всех карт. Еще одна беда – «Поганый ручей», в который сбрасывается вода из всех карт. С реки Солзан начинается загрязнение в сторону старых цехов.
– Когда работал комбинат, под ним был купол загрязненных вод – 38 метров, там минерализация доходит до 4 граммов, очень жестокая ситуация. Для ее сглаживания были скважины, через которые откачивали эту воду и отправляли на очистные сооружения. Комбинат с 2013 года закрыт, этим никто не занимается, из-за дождей уровень поднимется, и начинается спуск грунтовых вод – и все подземные воды «разгружаются» в Байкал, но не у берега, а на глубине. Раньше была точка в двух километрах от берега, где можно было набирать чистую воду, в прошлом году эта точка сместилась до 2,2 километра. В этом году будет еще дальше.
Ученые считают, что не меньшую опасность также представляют аэраторы на территории БЦБК, в которых хранится под открытым небом черный щелок и другие химические отходы. На фотографиях эти хранилища кажутся небольшими, на самом деле они – с хоккейный корт.
Но главная опасность, напоминает Сутурин, придет в июле.
– В прошлом году двухдневных дождей не хватило, чтобы по Большой Осиновке сель сошел, но никто не гарантирует, что этого не произойдет в нынешнем. Если не будет решения проблемы защитных устройств, то все другие меры будут бесполезными, к сожалению.
Сотрудники Дорожной службы Иркутской области в настоящее время проводят расчистку русел рек, чтобы избежать их разлива в паводкоопасный период. Иркутская область получила из федерального бюджета в 2021 году более 61 млн рублей на расчистку русел Малой Осиновки, Большой Осиновки и Солзана. Срок завершения работ – 25 мая.
Еще в Байкальске восстанавливается мост через Солзан, который смыло в 2019 году паводком. Мост был нашпигован коммуникациями, и город тогда остался без воды и канализации. Сейчас уже построен мост-трубопровод, по которому идут все коммуникации. И кипит работа по восстановлению автомобильного моста. Русло реки расчищают тракторы и бульдозеры.
…В этот же день вся экспертная группа приняла участие в расширенном заседании экологического совета Иркутской области при комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты РФ. На нем губернатор подчеркнул, что «при решении столь глобальных экологических вопросов необходимо задействовать общественные слушания».
– Это правильно. Важно выработать решение и выйти уже с выверенной консолидированной позицией. А после должна быть персональная ответственность – за прогнозы, за инженерную защиту и за все те действия или бездействие, которые будут оцениваться. Других вариантов нет.
Таким образом, есть гарантия, что проектная документация по рекультивации площадки БЦБК пройдет процедуру общественных обсуждений и все предусмотренные законодательством экологические экспертизы.