– Людмила Лисицына живет в аэропорту уже около семи лет. Первые годы она приходила ночевать только зимой, а теперь – круглый год. Что мы только не пробовали делать. Обращались в соцзащиту, в полицию, даже за свой счет предлагали заселить ее в дом престарелых. Сотрудники соцзащиты приезжают, общаются с ней, предлагают переехать в приют. Но она всегда пишет отказ, а насильно ее туда забрать не могут, – объясняет ситуацию руководитель пресс-службы аэропорта «Иркутск» Клим Куликов.
Людмила Лисицына в зале ожидания никому не мешает. Она аккуратна, опрятна, много места не занимает. Когда мы пришли в аэропорт и увидели ее, она готовилась к обеду. Весь обед – яйцо и корочка хлеба. На предложение угостить ее горячей едой она отвечает категоричным отказом.
– От людей мне не нужно ни еды, ни воды. Я получаю законную пенсию, деньги на продукты у меня есть. Покупаю все, что мне нужно. Сейчас выйти за продуктами сложнее – из-за коронавируса. Ведь вещи свои на время, пока хожу, оставляю в киоске, а сейчас они все закрыты, – объясняет бездомная свои проблемы.
История Людмилы Лисицыной получила огласку из-за того, что мэр Бодайбо написал о ней на своей страничке в соцсети. Мэр часто бывает в Иркутске в командировках и заметил, что пожилая женщина живет в зале ожидания.
К добру или к худу, но к пенсионерке началось паломничество – журналистов, социальных служб, просто неравнодушных людей, которые хотели бы ей помочь, накормить и даже приютить. Но все как один получают отказ.
– Журналисты сказали, что обо мне рассказал в интернете мэр Бодайбо. Зачем он занялся не своим делом? Лучше бы подошел, спросил, а то поднял такой шум. Я не ожидала, что будет такая огласка, – сетует Людмила Ивановна. Похоже, все, что ей надо – чтобы ее оставили в покое.
Но у пенсионерки есть своя история. Удалось узнать, что она родом из города Тулун, что жила в Иркутске, в трехкомнатной квартире на ул. Советская, у дяди. Но потом оказалась на улице. Она уверяет, что имела права на квартиру, но другие претенденты на жилье ее выгнали. Впрочем, этот факт органы соцзащиты не подтвердили – в квартире долгое время живут совершенно посторонние люди, никаких прав у пенсионерки на жилплощадь нет. Нет у нее также ни детей, ни внуков, так что с проблемой своей бездомная оказалась один на один.
Рассказывает, что ходила в полицию, что пробовала «сидеть в подъезде», но ее выгнали.
– Они такие подлецы! – поминает пенсионерка неких родственников. И настаивает на своем праве на жилплощадь, а заодно отказывается от всякой помощи – из принципа, ведь у нее «есть своя собственная квартира».
– А то, что я сплю на лавочке – это мое личное дело.
Она добавляет, что ее никто не обижает, что работники аэропорта и полицейские хорошо к ней относятся. Увидев фотоаппарат, Людмила Лисицына смущается, отказывается от съемки, ссылаясь на плохую прическу – с марта она не была в парикмахерской из-за карантина…
Тем не менее о Лисицыной написали многие СМИ, разместили ее фото. 16 июня ее удалось убедить переехать в Ангарск, в Центр социальной адаптации. Но она задержалась там лишь на одну ночь, несмотря на удобства – отдельную комнату, бесплатное питание. Наутро пенсионерка написала отказ от помощи и потребовала вернуть ее в Иркутск. Никто не знает, куда она пойдет – вероятно, снова станет ночевать в аэропорту. Поэтому надежда одна – что найдутся ее родственники, уговорят ее перестать скитаться или возьмут к себе…
Фото автора.