МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Иркутск

Таблетка от смерти: минздрав региона обещает, что перебоев с лекарствами не будет

В обеспечении инвалидов лекарствами наметился прогресс

Тема прав инвалидов особая, и «МК Байкал» возвращается к ней постоянно, поскольку проблем меньше не становится.

Фото: sekunda.media.ru

Несколько дней назад в редакцию обратилась организация «Нефро-лига», объединяющая пациентов гемодиализа – тех людей, кто вынужден в силу отсутствия функции почек регулярно подключаться к специальному аппарату для очистки крови, а также принимать массу жизненно необходимых препаратов. Основной вопрос для таких пациентов – лекарственное обеспечение. Все мы помним, как рьяно бывший министр здравоохранения Иркутской области Ярошенко экономил бюджет министерства и беспощадно сокращал расходы на все, вплоть до лекарственного обеспечения детей-инвалидов. Поэтому с вопросами пациентов гемодиализа мы обратились прямо по адресу – к и. о. заместителя председателя правительства Иркутской области Валентине Вобликовой. Фото: baikal24.ru Она дала подробное разъяснение относительно того, как действовать пациентам в той или иной ситуации.

 

Система работает

– Сегодня непростое время, и инвалидам, которые оказались в текущей ситуации самыми незащищенными, надо помочь справиться с трудностями. Одна из проблем – обеспечение лекарственными средствами. Как сегодня работает эта система?

– Сегодня есть возможность проведения конкурсов для закупки лекарственных препаратов заранее, до поступления финансовых средств. В системе минздрава заранее высвечивается информация, которую формируют в поликлиниках – начиная с весны текущего года. В сентябре-октябре текущего года я уже получаю информацию от минздрава, и по каждому препарату выстраивается дорожная карта. Поэтому все основные подготовительные процедуры к проведению конкурсов проходят до окончания года. Сам процесс закупки, поставки и распределения происходит тогда, когда в бюджете сформированы деньги на закупки. Фармацевтические компании теперь тоже не упускают возможности поработать с нами. Например, на федеральных льготников у нас выделяется миллиард рублей – это огромная сумма.

Сейчас у нас формируется трехлетний бюджет, и на 2021 год «лекарственные» деньги есть. В конце года будут проведены все мероприятия для своевременной закупки препаратов – мы к этому процессу уже готовимся. В следующем, 2021 году перечень меньше не станет, возможно даже, что там появятся новые препараты. Но формирование идет уже сейчас. По каждой льготе проводится конкурс и закупка – и по каждому препарату проводится конкурс и закупка. Конкурс проводится по международному непатентованному названию – по формуле, таков закон.

– Может ли секвестирование бюджета, регионального и федерального, которого ожидают, коснуться потребностей инвалидов?

– Мы уверены в том, что секвестр бюджета нужд этих категорий льготников (федеральных и региональных) не коснется: это жизненно важные и необходимые препараты. Мы не сомневаемся в том, что все обязательства перед льготниками будут выполнены бюджетом в полном объеме. Мы понимаем, что это единственная возможность продления и улучшения качества жизни пациентов. Например, обеспечивая лекарствами по орфанным (то есть редким. — прим. ред.) заболеваниям, которые относятся к региональным обязательствам, мы пошли на беспрецедентные расходы: деньги заложены очень большие.

Разбирательства пациента с аптекой

– Как построена работа нашего минздрава с сетью аптек, которые работают со льготными рецептами для инвалидов? Инвалиды часто жалуются, что не могут получить свои лекарства.

– Здравоохранение у нас государственное и все полномочия переданы на уровень регионального субъекта – в Иркутскую область в данном случае. Иркутск – последний город, который передал полномочия по здравоохранению на уровень области. А аптеки – это частная или муниципальная собственность, у нас нет сети государственных аптек. Единственная такая аптека – при оптово-снабженческой базе. Это областное учреждение, которое действительно занимается логистикой, закупкой препаратов, их хранением и распределением по территориям.

Было много разных предложений от различных дистрибьюторов – представителей фарминдустрии из различных регионов по доставке лекарств. Мы решили, что руководить этим процессом из другого региона – например, из Саратова – нецелесообразно. Поэтому пошли по пути сохранения оптово-снабженческой базы, и она действительно в сложные времена нас всегда выручает. Так произошло, например, во время наводнения: база за счет собственных средств закупала и лекарства, и дезсредства, выручала область – потому что не всегда бюджетные деньги быстро проходят.

В этом году все препараты были вовремя законтрактованы – это касается и федеральных, и региональных льготников, и сейчас все позиции закрыты. Несмотря на то, что пандемия коронавируса все-таки вмешалась в процесс доставки лекарств в наш регион, на складах оптово-розничной нашей аптеки все необходимые препараты были, и это позволило нам избежать перерывов в предоставлении препаратов по льготным рецептам.

– Но в начале июня муниципальные аптеки отказывали инвалидам в лекарствах.

– В той ситуации мы быстро разобрались. Некоторые аптеки из-за пандемии коронавируса выдавали препараты одномоментно на три месяца, поэтому где-то у муниципальных аптек лекарства закончились. Как только мне поступил сигнал о том, что человек не получил лекарства по льготному рецепту, я запросила минздрав о текущей ситуации, и за счет перераспределения остатков на базе препараты по льготным рецептам были оперативно выданы. В это же время началась поставка уже по новым контрактам.

Хотя, конечно, аптекам выгодно получать прибыль. Эти ситуации недопустимы, и мы это будем держать на контроле. Но нужна обратная связь.

С другой стороны, есть такое понятие, как отсроченный рецепт. Аптека здесь должна поработать, найти препарат и предложить пациенту получить его в другом месте. Если пациенту затруднительно приехать в другую аптеку, следует дождаться в той аптеке, где он получает лекарства постоянно. Ситуаций, когда аптека отказывает под предлогом отсутствия препарата, мы не допустим в дальнейшем. Это будет под строжайшим контролем. По окончании периода самоизоляции соберем руководителей аптек и разрешим все наболевшие вопросы. Главное, чтобы сложились нормальные, конструктивные отношения между всеми у частниками процесса: минздрав – поликлиника – аптека –пациент.

– Как пациенту достучаться до вас? Как организована обратная связь?

– Можно позвонить по телефону на прямую линию минздрава по лекарственному обеспечению (телефон +7 (3952) 260-916). Это самый короткий путь для решения возникших вопросов для льготников.

Однако в аптеках знают, что все отношения прописаны в соглашении о сотрудничестве между минздравом и муниципальными аптеками, и теперь это будет поставлено под жесткий контроль.

Необходимо движение снизу

– К нам в редакцию обратились пациенты гемодиализа с вопросом: каким образом можно привести региональную базовую программу в соответствие с федеральной – конкретно по жизненно необходимым кальцимиметикам и фосфатбиндерам? По дозировке, кальцимиметиков в частности?

– Для пациентов диализа есть большая система сопровождения: препаратов очень много, патологий много, но все можно решить. По дозировкам, конечно, определяет лечащий врач-нефролог в каждом конкретном случае. В перечне описывается только наименование препарата, но не его дозировки. Здесь работает такая схема: лечащий врач, исходя из индивидуальной ситуации пациента, назначает препарат и его дозировку и далее он должен обосновать врачебной комиссии необходимость назначения определенного препарата и в определенной индивидуальной дозе. Консилиум принимает окончательное решение по данному препарату для данного пациента. Это непростые решения, и здесь учитываются все моменты: и побочные эффекты, и индивидуальные моменты, амбулаторные данные, клиническая симптоматика. В работе этой комиссии участвуют и лечащий врач, и главный нефролог, главный специалист по диализной терапии.

– Что делать тем, кому нужны фосфатбиндеры? Эти препараты пока не определены в перечне.

– Да, и в связи с этим в рамках лекарственного обеспечения минздрав их не закупает. Это зависит не от нас, перечень утвержден правительством Российской Федерации 12.10.2019 года. Если именно этот препарат жизненно необходим, лечащий врач выносит вопрос на врачебную комиссию, которая принимает окончательное решение. И в этой ситуации необходимо организовать процесс «снизу», чтобы и врачи дали нам сигналы о необходимости этого препарата, и общественные организации пациентов диализа, и сами пациенты нам просигналили. Мы эти сигналы отправим наверх для включения препаратов в перечень. Только тогда появится возможность закупать фосфатбиндеры через госзакупки.

По-хорошему, главные специалисты должны участвовать в этом процессе. Письмо по фосфатбиндерам мы уже подавали на федеральный уровень. Но пока препарат не включен в перечень. Если этот процесс будет организован со всех сторон, тогда проблема решится гораздо быстрее.

– Как вы считаете, сегодня таким сложным и зависимым пациентам, как пациенты гемодиализа, стало удобнее, лучше жить?

– За последние годы многое изменилось к лучшему. Еще несколько лет назад по диализным больным не было ничего, в лучшем случае – коррекция анемии. В свое время мы стали инициаторами подиализного финансирования за счет средств обязательного медицинского страхования в Иркутской области. Мы использовали опыт Томска, и сейчас у нас в области работают высококлассные диализные центры. Сначала для нас и 100 человек пациентов диализа были очень серьезной цифрой, просто предел. А сейчас таких пациентов уже 800.

– Пациентам приходится регулярно ездить на диализ из других городов. Это для них довольно накладно.

– Мы работаем в этом направлении, и сегодня область тратит порядка 30 миллионов рублей на решение разных вопросов, в том числе и по транспортировке. Пациенты получают возмещение от 7000 до 5000 рублей на транспортные расходы и расходы на проживание. Сейчас сложная ситуация, но мы будем искать разные возможности для улучшения качества жизни инвалидов в Иркутской области.

Кстати

По всем вопросам можно обратиться и в интернет-приемную «Кобзев на связи» – https://open.irkobl.ru/internet-reception-admin/. В течение трех-семи дней вся информация отрабатывается, и человек получает ответ.

Читайте новости «МК Байкал» в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах