МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Иркутск

Как жители «речных районов» Приангарья готовятся к возможному паводку

Снег растаял, но угроза паводков в нашем регионе еще не миновала

Сводки из западных регионов Сибири уже напоминают боевые: подтоплены деревни Алтая и Омской области – и это только начало. ГУ МЧС России по Иркутской области готовится к паводкам в Иркутской области. Пока серьезное затопление в Иркутской области было лишь в деревне Биликтуй Усольского района – затопило 36 приусадебных участков, спасатели оперативно насыпают дамбу и подготовили пункт временного размещения пострадавших.

Ангара бережет жителей Боково - местные жители не помнят здесь больших наводнений. Другая проблема - болотистая местность, на которую ссылают многодетные семьи. Автор фото: Андрей Колганов

За дамбу и против турпотока

В Иркутске есть два района, где к слову «паводок» внимание особенное. Поселок Горького (он же Селиваниха) находится на берегу Иркута. После наводнения в августе 2016 года часть поселка неожиданно была переведена в «огороднические земли» - в самом престижном районе, вдоль Иркута.

– Тогда против встал весь поселок, - рассказывает местная жительница Ирина. - И мы до сих пор воюем! Разница между «садом» и «огородом» на самом деле большая. На огороде мы не имели права ни прописаться, ни поставить строение на фундаменте -- можно только «времянки». Думаем, что нас просто хотят выселить отсюда со временем. Ведь где-то здесь должна будет проходить новая дорога из Ново-Ленино в Университетский.

Анна Кустенко - мама трех дочерей - живет в той части Селиванихи, которой не коснулись «огородные санкции». Но и она также участвует в митингах, на которые выходят те, кто переведен в огородники.

- Конечно, все это делается под проект будущей дороги, - говорит Анна. - Мы и сейчас собираемся бойкотировать выборы в ЗС Иркутской области, если наша проблема не будет решаться. Подаем документы в суды различных инстанций. Если дело в угрозе подтопления и власти хотят нас таким образом обезопасить, то пусть построят нам нормальную дамбу! Во всем мире эта проблема решается именно с помощью дамбы, а не перевода земли из садоводческой в огородную. Анна Кустенко с дочерьми: «Торт мы получили за активную позицию. Но главные проблемы Селиванихи еще не решены. Мы требуем, чтобы земли нашего поселка вернули из огороднических в садоводческие и люди смогли строить полноценные дома».

Конечно, в Селиванихе есть небольшая дамба - сооружена еще полвека назад. Спасатели ее регулярно подсыпают, но местные жители не стесняются брать песчано-гравийную смесь дамбы для своих нужд: «потому что это наша земля». Здешние жители активны и за свои участки и хозяйство готовы постоять.

Местный ТОС «Селиваниха» на хорошем счету в администрации Ленинского района: они добились установки детской площадки, этим летом на улицах поселка появятся спортивные снаряды. Больше всего местные переживают не из-за подтопления, а за начало пляжного сезона на улице Пляжной – никак не могут добиться, чтобы вдоль Иркута поставили мусорные контейнеры.

- Купаться к нам едет весь город, - продолжает Анна Кустенко. - Едут на машинах, идут пешком - и все несут с собой пакеты с продуктами – мусор обратно не забирают. Появилась и новая напасть: на этой неделе мы обнаружили на берегу трупы десяти убитых собак. И все это валяется на берегу!..

Мы стоим на улице Пляжной – она ближе всего подходит к Иркуту. Мало того, рядом здесь еще и остатки старого русла, в котором всегда вода. А вокруг – добротные дома, многие из которых можно назвать шикарными. Кирпичные дворцы с большими участками и крепкими заборами. Так называемая первая линия не только на море, но даже и здесь, на Иркуте, всегда считалась самой престижной. Правда, на деле это не очень удобно.

- Начиная с майских праздников мы здесь уже не живем, а выживаем, - жалуется пенсионер Сергей Иванович. – Машины с отдыхающими едут постоянно. И ведут себя приезжие так нагло! Все в мусоре, собачьих отходах. Сделали даже спецстоянку для их машин. А они все равно заставляют весь берег. Мы, местные, уже и не купаемся. Вот хуже этого «турпотока» нет ничего. Это похлеще наводнения будет.

Жители одного из тупиков возле Иркута самостоятельно натянули проволоку и повесили знак «кирпич» - проезд запрещен. Понятно, что заезжих отдыхающих это не останавливает.

Еще труднее остановить Иркут, когда он набирает полную мощь. Но в последнее время это случается редко. Иркут, давший имя всему городу, переводится с бурятского как «водоворот». Прошлый год был в Селиванихе очень маловодным – можно было перейти реку пешком. Иркут в ожидании майских праздников. Еще чуть-чуть, и этой травы не будет видно за ворохом мусора. Да и сейчас гулять здесь неприятно - возле самой реки лежат трупы собак и баранов.

- Но здесь очень близко к поверхности грунтовые воды, и подвал нашей дачи каждую весну полон воды, - рассказывает Геннадий. – Дача у нас уже больше 20 лет – мы многое помним. Одно время к Селиванихе было пристальное внимание, бывший мэр ведь отсюда и один городской депутат здесь жил и, само собой, все контролировал. А теперь лишь земля дорожает с каждым годом: рядом и центр города, и река здесь же.

Ангара бережет, а Олха затаилась

Два больших иркутских района находятся на левом берегу Ангары: Жилкино (вместе с островным поселком Кирова) и Боково. На улице Полярная один за другим выстроились металлобазы и автоцентры. Работники небольших предприятий, которые расположены вдоль Ангары, очень гордятся речным соседством: «В теплое время все корпоративы и дни рождения мы проводим только на берегу, мы тут все места знаем».

Местные жители говорят, что с нетерпением ждут, что будет на месте обанкротившегося Иркутского мясокомбината – огромный комплекс зданий выглядит сегодня совсем по-сиротски.

Поселок Кирова находится на острове – это те самые дома, вид на которые открывается с Нижней Набережной. Здесь Иркут встречается с Ангарой. Именно отсюда начался Иркутск. Большого наводнения местные жители давно не помнят.

- Иногда топит дорогу, которая ведет на наш мостик, - говорят они. – Но гораздо больше проблем от «умников», которые незаконно позакрывали доступ к реке возле своих домов.

И правда, возле самой воды – сплошь элитные коттеджи, возле каждого из которых и своя дамба, и пристань, и шлагбаум. «Таких не затопишь», -- шутят соседи.

Чуть ниже по течению Ангары – гаражные кооперативы, дачные садоводства и улицы Боково.

- Нас подтапливало четыре года назад, но не сильно, - говорит пенсионерка Татьяна Васильевна, которая живет здесь больше 30 лет. – Ангара – стремительная река. Она или забирает все сразу, или свой характер не показывает совсем.

До самой реки здесь почти километр болотистой местности. От нее-то проблем куда больше: вода в неглубоких скважинах -- только техническая, летом – комары. Два года назад на этих болотах неожиданно выдали земли многодетным семьям. Они стали массово отказываться от этих бесплатных участков под ИЖС – строиться в болоте было невозможно. К тому же многодетные родители испугались именно подтопления со стороны Ангары.

- Уже несколько лет у нас все спокойно, - говорят жители Боково. – Весной повышение уровня воды обычно замечают рыбаки. Нас же Ангара пока бережет.

Еще один опасный участок в окрестностях Иркутска – дельта реки Олха в Шелеховском районе. Здесь расположено множество садоводств иркутян. Кроме того, на берегу Олхи – несколько крупных детских лагерей.

- В 2016 году было много дождей и нас затопило основательно, - вспоминает Ольга Карпова, которая живет на станции Летняя. - Мы ходили на электричку в костюме рыбака - водозащитные штаны и куртка. А на дачах в низине люди и вовсе бродили по грудь в воде. Конечно, многие живут здесь постоянно, дома основательные, все застрахованы. Но вот страховку оплатили лишь трем жителям, всем остальным тогда сказали: «Не было никакого наводнения». В прошлом году Олха высоко не поднималась, на этой неделе даже все камни видны. Понятно, что пока гром не грянет, никто и ничего у нас делать не будет. Жители нескольких домов в Селиванихе живут под знаком «проезд запрещен», но это никого не останавливает.

Читайте новости «МК Байкал» в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах