Созыва сессии добивались депутаты фракции КПРФ в ЗС, которые внесли четыре законопроекта и очень желали, чтобы их проекты были рассмотрены. Однако коллеги из других фракций постановили эти законопроекты отклонить.
Заксобрание заседало практически в полном составе – 37 депутатов. И сессия началась по обычному плану: выбрали счетную комиссию, просмотрели повестку и стали было рассматривать первый вопрос. Но тут в плавный ход дела, режиссируемый фракцией КПРФ, резко вмешалась Наталья Дикусарова.
Она попросила перед рассмотрением вопросов повестки обратить внимание на то, что три законопроекта, внесенные депутатами-коммунистами, являются проектами, альтернативными другим – тем, что внесли депутаты других фракций. Рассмотреть последние планировали 20 мая, во время очередной сессии. Дикусарову поддержали еще несколько депутатов, напомнив коммунистам правила регламента, по которым альтернативные законопроекты должны рассматриваться одновременно.
И тут-то выяснилось, что коммунисты, оказывается, со своими проектами никого толком не знакомили. Сами «виновники торжества» тут же попытались выкрутиться: депутат Светлана Петрук заявила, что коммунистов никто не привлекал к разработке законов, а глава фракции КПРФ Андрей Левченко заявил, что они обращались и к депутатам от «Справедливой России», и от «ЛДПР» с предложением принять участие в разработке их законопроектов, однако никто так и не пришел.
Дикусаровой было что возразить: два депутата от КПРФ входят в рабочую группу по разработке альтернативных законопроектов и буквально утром внесли новые предложения. Возражение поддержали и коллеги из других фракций.
– К нам с предложениями о работе над законопроектами, предлагаемыми сегодня фракцией КПРФ, никто не обращался, – практически единогласно заявили Лариса Егорова («Справедливая Россия») и Георгий Любенков (ЛДПР). И сразу же выяснилось, что коммунисты подходили не к главам фракций, а к их рядовым членам. Видимо, так, по-соседски, словцом-другим перекинуться.
– Сегодняшняя сессия – борьба за право первой ночи, – резюмировал Любенков.
Поняв, что проекты КПРФ никто не желает рассматривать, депутат Андрей Левченко еще раз попытался выкрутиться и напомнил, что данная сессия напоминает ему ту летнюю сессию, на которой были «снесены все вопросы помощи пострадавшим от паводка бизнесменам и населению». Зря вы так, Андрей Сергеевич – вы же сами эти законопроекты и «снесли», вместе с коллегами по фракции. Это мы хорошо помним.
Не обошлась сессия и без выступлений коммуниста Антона Романова. В одном из них он упомянул о том, что депутаты Заксобрания «в шаге от очередного федерального скандала». В другом заявил о том, что кто-то «кукарекает». И в целом договорился до того, что признал ущербность законопроектов коммунистов и их узконаправленность. Видимо, пребывая в шоке от сказанного самим собой, Антон Васильевич внезапно заявил, что уходит – и покинул зал заседаний. Но не выдержал – и вернулся.
«Кукареканье», в котором депутатов обвинил господин Романов, возмутило Ларису Егорову:
– Я не знаю точно, где и кто кукарекает, Антон Васильевич, но я точно нахожусь не в курятнике, – отрезала Лариса Игоревна.
А вот Степана Франтенко (Франтенко – представитель ОАО «Белореченское», производящего как раз яйцо и птицу) вывело из себя заявление Андрея Левченко о курятнике и о том, что депутаты, противящиеся рассмотрению коммунистических законопроектов, «читают по бумажке текст о необходимости не рассматривать эти вопросы».
– Как человек, который начинал свою трудовую деятельность в курятнике и гордится этим, я без бумажки скажу… – заявил Степан Франтенко и в пух и прах разнес предложенные коммунистами вопросы.
Меж бурных прений депутат Виктор Побойкин как-то незаметно внес предложение о том, чтобы прекратить дискуссию по всем трем вопросам. Спикер Александр Ведерников аккуратно провел голосование за это предложение. И все три вопроса были «снесены».
Да и четвертый законопроект, в котором коммунисты предлагали раздать денег пострадавшим от коронавируса предпринимателям, которые были вынуждены закрыться, а также работникам, которые вынуждены были уйти в отпуск без сохранения заработной платы, тоже не был рассмотрен и принят. Причина проста: перед рассмотрением на законопроект нужно получить заключения прокуратуры, профильных комитетов и губернатора Иркутской области. Ни одного заключения получено не было. Коммунисты так торопились показать свою «заботу об избирателях», что не выждали положенные сроки и созвали внеочередную сессию еще до получения отзывов. Хотелось им опередить коллег, но получилось просто глупо. Ведь многие депутаты сошлись во мнении, что созванная коммунистами внеочередная сессия не была запланирована ими как рабочий процесс по рассмотрению и принятию полезных для населения и бизнеса законов. «Хайп» был положен во главу угла. Если законопроекты будут приняты хотя бы в первом чтении и отправлены на доработку, КПРФ сможет сказать: «Смотрите, избиратели, какие мы, коммунисты, молодцы – о вас думаем, вот какие хорошие законы предложили!». А не будут приняты, можно повернуть по-другому: «Смотрите, избиратели, какие другие депутаты гады – мы, о вас думая, такие хорошие законы предложили, а они все поотменяли!». Все ради популизма, а о том, как воплощать в жизнь придуманные ими инициативы, пусть у других голова болит. Избирателю будет показан тот результат, который заложен в генеральной линии партии: мы одни в белом, а остальные…
Именно поэтому по окончании сессии спикер Александр Ведерников прилюдно отчитал депутатов из фракции КПРФ за желание набрать политические очки за счет граждан и бизнеса, предлагая нежизнеспособные законы. Впрочем, на отчитываемых это, кажется, не произвело ровно никакого впечатления.