В роще Академгородка недавно огородили значительный участок, начинающийся у Института солнечно-земной физики, – для строительства. И, как говорят очевидцы, за забором сразу заработали пилы. Это, конечно, сразу вызвало тревогу у активистов, которые кинули клич о сборе митинга. Митинг состоялся вечером 17 ноября, собрав около 200 участников.
Все собравшиеся просили сохранить деревья, многим из которых по 60–70 лет. Это взрослый лесной массив, настоящие «легкие» округа, а для многих горожан — часть жизни. Однако ученые СО РАН, говорят противники происходящего с рощей, на диалог не идут и на митинг тоже не пришли.
Активист Петр Мехоношин, который уже выступал организатором митинга по другому участку лесного массива (в микрорайоне Университетском), говорит, что за забором уже вырубили два гектара леса и сложили стволы штабелями. Под вырубку идет еще один гектар. Жители хотят сохранить хотя бы его.
Защитники рощи апеллируют к тому, что лес между Институтом солнечно-земной физики – это не декоративная природная зона, а полноценный массив, который сажали к тому же первые жители Академгородка, сотрудники научных институтов. Кстати, сажали не просто так – здесь также был своего рода питомник, где приживались совсем маленькие саженцы или просто проращивались семена, подросшие деревья потом выкапывались и использовались для озеленения Академгородка. Часть таких саженцев пересадили, а часть осталась на месте. Говорят также о том, что в академовской роще организован дендропарк – как же можно его рубить?
Дендропарк и сейчас существует. Но он, по словам замдиректора ИСЗФ СО РАН, находится дальше, не на огороженном участке. Обещано, что ученые не будут проводить рубки на территории конкретно дендропарка.
Для какого такого важного строительства огородили кусок рощи и вырубают деревья? А все дело в амбициозном и прорывном научном проекте – Национальном гелиогеофизическом комплексе, который возводится в Иркутской области и Бурятии для наблюдения за солнечной активностью и ее влиянием на Землю. Также с помощью оборудования комплекса планируют наблюдать за сейсмической активностью и пытаться прогнозировать землетрясения. Оборудование на НГК будет такое, что все смелые мечты о прогнозировании явлений на небе и под землей могут превратиться в реальность. Вот только возникает нюанс: где собирать, хранить и обрабатывать получаемые со всех объектов НГК данные? Объекты находятся в разных, удаленных друг от друга, точках. «Данные» в современных условиях – это, понятно, не записи в полевых тетрадках, привозимых научными сотрудниками из экспедиций, а непрерывная передача полученной информации, круглосуточная, семь дней в неделю. Заниматься сбором и обработкой будут спецы из ИСЗФ, но площадей недостаточно для размещения оборудования и центров обработки и хранения данных.
При этом центр управления, который собираются строить, должен находиться в непосредственной близости от института, чтобы его сотрудникам не пришлось далеко бегать за данными, для проверок и т. д. Именно поэтому для строительства выбран участок, вплотную прилегающий к научному учреждению (а не те, которые предлагали активисты, – пустые, но расположенные на некотором расстоянии). На участке, который находится в федеральной собственности, построят несколько блоков высотой от двух до четырех этажей. Завершить работы планируют к 2029 году. После строительства на участке, если будет необходимо, высадят деревья и кустарники.
Реагируя на поднявшийся в соцсетях шум, руководство ИСЗФ СО РАН в телеграм-канале иркутского отделения СО РАН дало комментарий относительно строительства, рощи и вырубки деревьев. Представители института сообщили, что деревья действительно были спилены, но частично и только те (березы), которые выросли самостоятельно – их никто не высаживал. Высаженные деревья огорожены и отмечены, чтобы не навредить им при строительных работах. Все работы по снесению деревьев проводятся по согласованию и под контролем экологической экспертизы и Главгосэкспертизы, которые выдавали разрешение на строительство центра управления. Спиленные деревья будут переданы Росимуществу, так как они – федеральная собственность, как и земли, на которых располагается роща, они всего лишь переданы Иркутскому научному центру в 2012 году для развития институтов ИНЦ СО РАН. Земли никогда не были включены в «зеленый пояс» Иркутска. Вид их разрешенного использования – «обеспечение научной деятельности».
Между тем митингующие записали видеообращение для президента Владимира Путина. Они рассчитывают, что на проблему вырубки леса обратят внимание на федеральном уровне и остановят ее. Но, вероятнее всего, этого не случится. Национальный гелиогеофизический комплекс – это огромного значения национальный проект, крайне важный для российской науки. И все, что с ним связано, имеет приоритетное значение на всех уровнях – от федерального до местного.
Возможно, митинги будут продолжаться – равно как и строительство, которое все-таки идет не ради обогащения каких-то частников, которые хотят построить здесь многоэтажки, а для вполне понятной общей цели. Будем надеяться, что никому не удастся под шумок, на волне народного возмущения хапнуть кусок земли для строительства очередной высотки.