Не те же ли самые структуры, которые сегодня стенают и сожалеют, внесли свою лепту? Между тем новый иркутский аэропорт будет. И в нынешних условиях бизнес-интересы не будут превыше интересов страны.
История переноса иркутского аэропорта – это марлезонский балет, начавшийся во времена царя Гороха, еще в 60-х.
В 70-х мэр Иркутска Салацкий пытался, что называется, «двигать тему». Авиакатастрофы, происходившие в Иркутске, тоже как бы намекали на необходимость переорганизации авиапроцесса. Пока запрягали, постарел и существующий аэропорт, с ним тоже нужно было что-то делать. В общем, авиаузел стал комплексной проблемой региона: нужно было и старый приводить в порядок, и новый начинать строить.
Когда Олег Дерипаска говорит, что «иркутский аэропорт – это наша боль, мы там 12 лет пытаемся провести реконструкцию», он говорит чистую правду. Это боль его бизнеса, который по тем или иным причинам не был привлечен к проекту. Когда регион начал тесно взаимодействовать с «Новопортом» по модернизации иркутского аэропорта, проект уже был, профильная компания «Базэла» «Аэропорт Девелопмент» пожаловалась в Минтранс и администрацию президента. ФАС погрозила Иркутской области, вслед за структурой Дерипаски настаивая на открытом конкурсе. В 2017 году группа «Базовый элемент» через свое профильное образование обратилась с письмом к тогдашнему губернатору Левченко, где сообщила, что сохраняет интерес к развитию аэропорта Иркутска, изъявляя желание поучаствовать в конкурсе. Область при этом была готова работать не только с «Новапортом». В 2018 году «Ростех» заявил, что их тоже пригласили в проект, на 25 %. Но «Аэропорт Девелопмент» не позвали. «Сейчас там разгорается скандал: почему проект отдали этой компании, а не той; и Олег Дерипаска якобы хотел там поучаствовать. «Если объявят конкурс, пожалуйста! Мы готовы принять в нем участие», – объяснял глава «Ростеха» для «Ведомостей» в декабре 2018 года. Запущенный в коммерческих интересах недовольной бизнес-структуры скандал сделал свое дело: процесс затормозился. Администрация Левченко в итоге проблему не решила, а только создала новые: Федерация отозвала возможность строительства аэропорта на неопределенный срок, вместо обновления в виде нового терминала область получила по шапке, а Сергея Георгиевича признали виновным в нарушении антимонопольного законодательства.
Так что, когда олигарх говорит, что наш аэропорт – это его боль, то в большой степени это печаль об упущенной выгоде. Для региона это неудачи дней минувших. Ведь при нынешнем губернаторе Игоре Кобзеве дело не просто сдвинулось, а пошло. Был построен новый терминал – хотя сейчас вокруг него не утихают страсти, АО «Аэропорт Иркутск» судится за него, надеясь вскоре открыть для пассажиров, повысить пропускную способность аэропорта и создать более комфортные условия для пребывания в нем. Найдено место для нового аэропорта и достигнуты соглашения для его строительства. Игорь Кобзев официально объявил, что площадкой станет падь Ключевая, которая расположена между Иркутском, Ангарском и Шелеховом. Уже есть поручение президента. По информации Минтранса, проект «Строительство нового аэропорта за пределами города Иркутска» планируют осуществить до 2035 года.
Но вот именно сейчас, когда дело хорошо пошло, олигарх обвиняет областные власти в «невозможности сфокусироваться» относительно аэропорта. Заявление было сделано им на открытии нового терминала в Новокузнецке, широко растиражировано СМИ. И как нам кажется, эта ситуация закономерна: у энергетиков не складывается взаимопонимание с губернатором Иркутской области, а в сентябре у Игоря Кобзева заканчивается губернаторский срок и предстоят выборы. И на участие Кобзева в выборах было получено одобрение президента Владимира Путина… А вот олигарх считает, что областные власти в регионе какие-то не такие. Может, конечно, он имеет в виду прежние власти – команду Левченко? И тут мы с ним согласны. Но ведь он заявляет об этом сейчас, во время подготовительного этапа выборов губернатора, старт которому как будто бы уже дан. Несдержанным, эмоциональным человеком этого видного бизнесмена не назовешь.
Всем известно и о конфликте между губернатором и группой, которая ассоциируется с бизнесменом, – с иркутскими энергетиками. Дифференцированные тарифы на электроэнергию, введенные Федерацией, стали триггером этих непростых отношений. Область старается снизить нагрузку для жителей – но общественное мнение раскачивается представителями энергетиков – например, заместителем директора ИЭСК Алексеем Дробашенко – и митингами против дифтарифов. На одной из таких акций к Сергею Левченко, собирающемуся снова баллотироваться в губернаторы, и присоединился замдиректора ИЭСК. Напомним, что дифтарифы ввела Федерация, а Игорь Кобзев, защищая интересы жителей, добился более щадящих условий для Иркутской области – сдвига диапазонов: так, самый первый, дешевый, диапазон потребления сдвинулся до 7200 киловатт-часов в месяц (Правительство РФ устанавливало до 3900 киловатт-часов), и так далее. Организаторы митингов пытаются исказить ситуацию, «забывая», что дифтарифы – это инициатива Федерации, и вину за их появление свешивают на губернатора.
При таких напряженных отношениях 25 февраля олигарх публично раскритиковал власти Иркутской области. Его структуры открывали аэропорт в Новокузнецке – и он так неделикатно напомнил о своих интересах в отношении иркутского аэропорта, припомнив, что «мы даже земли купили, выкупили все объекты. Но эта чехарда с губернаторами, их неумение сфокусироваться…». Надеялся ли он, что резкие заявления помогут присоединиться к большому проекту? Или же ему был заранее известен расклад по новому иркутскому аэропорту? Как бы там ни было, через два дня Игорь Кобзев обсуждал нюансы строительства в пади Крестовой с главой «Ростеха» Сергеем Чемезовым. Напомним, все это происходило уже после встречи Кобзева с президентом, после того, как одобрение Владимира Путина было выдано в эфир.
Структуры, связанные с олигархом, производят на территории региона алюминий и электроэнергию. Так, под контролем Эн+ находятся Иркутская электросетевая компания (ИЭСК), ООО «Байкальская энергетическая компания», «Евросибэнерго», «ГЭС – Инжиниринг», «Русал Энергосеть», ООО «Сибирские аэропорты» и так далее. Кроме того, структуры заинтересованы в туристическом бизнесе, строят, к примеру, пятизвездочные отели для туристов вип-класса в Иркутске, имеют объекты на Байкале – и проекты по байкальскому туризму. И конечно, управление аэропортом добавило бы всей этой вертикально интегрированной структуре в том числе и рычагов влияния в регионе. Но хорошо ли это для региона? Государственные власти в лице губернатора Игоря Кобзева не прогибаются и ставят интересы области превыше заинтересованности частного бизнеса, энергоемких производств, в возможных экономических преференциях. Это показывают и ситуация с дифтарифами, и ситуация с аэропортом.