Многоэтажки окружили легендарный Ил-76ПП. Логично, что оставлять его на территории нового жилого комплекса никто не станет. Перед Новым годом, в декабре 2024-го, отпилили часть крыльев, распилили напополам фюзеляж. А это, на секундочку, единственный в своем роде самолет – постановщик помех. Его создали в СССР в начале 80-х в единственном экземпляре на базе транспортного самолета Ил-76МД. Задача такого транспорта была подавлять радиоэлектронные средства неприятеля. Именно этот самолет должен был стать «венцом творения» среди крылатых постановщиков помех. Подходили его грузоподъемность и дальность полета. Его грузовой отсек начинили новой для своего времени аппаратурой – комплексом «Ландыш», который мог действовать в широком спектре подавления. Чтобы обеспечить нужную энергоемкость, установили дополнительные турбины. Было внесено много других конструктивных изменений. На концах крыльев устанавливались контейнеры с аппаратурой постановки помех. Но как ни старались конструкторы, ожидаемого результата не было, самолет в серию не пошел. В частности, не получилось совместить радиоэлектронную аппаратуру – самого самолета и РЭБ. С 1992 года самолет встал на хранение при учебном аэродроме ИВВАИУ.
Но Иркутское высшее военное авиационное инженерное училище, которое практически за век подготовило более 80 тысяч военных авиационных специалистов, ждали большие перемены. Хотя у него была долгая история – в 1872 году приказом по военному ведомству было учреждено Иркутское юнкерское училище, которое готовило офицерские кадры из сибиряков, а в 1931-м оно стало авиационным. Среди выпускников учебного заведения 14 Героев Советского Союза, Герой Российской Федерации, руководители ИАС ВВС, 27 генералов, десятки докторов и кандидатов наук. Все это не спасло иркутское училище. В 2008 году его расформировали, часть курсантов и преподавателей перевели в Воронеж. На территории ИВВАИУ с 2 апреля 2009 года дислоцировалась 24-й отдельная бригада спецназа ГРУ, но недолго. После того как они уехали и городок оказался брошенным, мародеры вывезли все ценное. Практически все корпуса за десятилетия были уничтожены. Лишь два года назад часть зданий отреставрировали, здесь открылось Иркутское суворовское военное училище.
Но от былого авиационного величия не осталось практически ничего – лишь самолет на постаменте в городок на проходной со стороны 1-й Советской. А ведь за десятки лет работы преподавательским составом была собрана лучшая материально-техническая база для обучения. Был даже свой аэродром с 25 самолетами и вертолетами: Ил-76, Ту-22, Ан-24, МиГ-29, Су-27, Су-24, Су-17, Л-39 и вертолеты Ми-8, Ми-24. Перевозить их в Воронеж не стали, они стояли под открытым небом никому не нужными. В апреле 2015 года Минобороны России подписало документы о передаче имущества училища в собственность Иркутской области. Средства массовой информации пестрели заголовками, что будет построен музей авиаций. Но спустя 10 лет на месте военного аэродрома растут многоэтажки – территорию городка, пребывающую в упадке, активно застраивают, заселяют, возвращают к жизни.
Но что же с самолетами, ведь это часть большой истории – страны, региона, города? А их разрезали на части и вывезли в неизвестном направлении. Выпускники ИВВАИУ, жители городка говорят, что на металлолом. До последнего держался уникальный Ил-76ПП размером с трехэтажный дом. Но и его распилили на части в декабре 2024-го. Никакого музея авиации, к сожалению, в Иркутске не появилось, несмотря на все старания преподавательского состава и выпускников, на то, что к попыткам подключались заслуженные военные. Это, кстати, яркая и, увы, негативная иллюстрация к вопросу о развитии патриотизма и формировании патриотического мировоззрения у молодежи: оказывается, историю можно просто сдать на металлолом.