Немного истории. Поскольку новый аэропорт в ближайший десяток лет Иркутску не светит, а количество пассажиров неумолимо растет, было принято решение построить новый терминал под прилет и, соответственно, багажное отделение. Решение приняли еще в 2022 году, строить решили не капитальное здание (это важно!), а быстровозводимое модульное, которое потом можно будет разобрать и перевезти на новое место. Для разработки дизайна нового терминала привлекли московскую компанию «Родер», но предложенный проект вызвал большой негатив в обществе, в том числе среди архитекторов, урбанистов. Будущий терминал в его первоначальном виде окрестили сараем и ангаром. В принципе, модульная конструкция и не обязана блистать красотой, но за полмиллиона можно было хотя бы нарисовать не стеклянный склад с двускатной крышей. Власти пообещали исправиться.
Объявили торги по поиску подрядчика. На первые торги заявилась только одна фирма – ООО «Каркас» из Иркутска. Компания специализируется на металлических конструкциях. Однако фирма не смогла подтвердить опыт строительства терминалов в аэропортах, и торги признали несостоявшимися. Жалоба «Каркаса» в ФАС ситуацию не изменила. На вторые торги заявились одной заявкой две фирмы – «БайкалСтройКомплекс» (БСК) из Иркутска и «Международная строительная компания» (МСК) из Москвы.
«БайкалСтройКомплекс» стал подрядчиком на новом терминале. В итоге ими был нарисован тот же ангар, но уже с плоской крышей и изображением Байкала. Стало ли симпатичнее? Это, конечно, под большим вопросом. Но однозначно городу нужен терминал. Завершить строительство надо было до 30 сентября 2024 года. Цена возведения составила почти 600 миллионов рублей.
Время шло, терминал строился, строился и, наконец, построился. Архитекторы и иркутяне смирились с его внешним видом – тем более все вокруг активно намекали на то, что это все временно. Некоторое время вокруг строительства еще ходили волны возмущения, говорилось что-то об архитектурной целостности, но это уже были «круги на воде» – терминал городу очень и очень нужен.
А в июле 2024 года надзорное ведомство провело проверку на недостроенном тогда объекте и обнаружило ряд нарушений. Прокуратура вынесла АО «Международный аэропорт Иркутска» представление об устранении допущенных при строительстве нарушений федерального законодательства. Аэропорт в свою очередь с предписанием и нарушениями не согласился и подал иск в суд об оспаривании решения прокуратуры.
В конце августа иск в суд подала уже прокуратура, которая собиралась привлечь АО к ответственности за нарушение порядка строительства, реконструкции и капитального ремонта объекта капитального строительства. Второй иск о привлечении к ответственности заказчика по той же статье поступил в сентябре 2024 года. И тут возник вопрос: если сооружение по проекту модульное и быстровозводимое, то откуда тут определение «капитальное»?
Как считает прокуратура, проверка показала, что здание имеет признаки капитального объекта строительства. А значит, здание, заявленное как модульное и временное, возведено с нарушением требований Гражданского и Градостроительного кодексов РФ. И соответственно – если считать здание капитальным, среди нарушений – отсутствие инженерных изысканий, отсутствие заключения экспертизы на проект и разрешения на строительство, а также отступление от технического задания. Госстройнадзор о начале строительства никто не известил, Стройнадзор ни разу не проверял ход строительства – все это положено делать, если строится капитальное здание. И если объект капитальный и построен с нарушениями, он несет угрозу жизни и здоровью пассажиров – считает прокуратура. В рамках судебного спора надзорное ведомство подало иск в суд с требованием запретить эксплуатацию нового терминала до окончания судебных разбирательств.
Арбитражный суд Иркутской области пошел навстречу прокуратуре и запретил вводить новый терминал в эксплуатацию.
Аэропорт Иркутска настаивает, что терминал, как и положено, является не-капитальным строением, независимая экспертиза показала, что работы по строительству выполняют с соблюдением необходимых норм и правил для данного типа зданий. «В настоящее время аэропорт делает все возможное, чтобы пассажиры в скором времени смогли воспользоваться новым терми-налом, который позволит снизить нагрузку на текущую инфраструктуру воздушной гавани и повысить качество предоставляемых услуг», – говорит-ся в сообщении. Хочется разделить эти надежды.
Суд в свою очередь также назначил судебную строительно-техническую экспертизу, которая должна определить, какое в итоге получилось здание – капитальное или быстровозводимое.
Очередное заседание назначено на 26 ноября.