По легенде соревнований, автомашина «Волга» попала в дорожно-транспортное происшествие. В салоне автомобиля оказались зажатыми водитель и пассажир, у одного из них травма руки, а у второго – травма ноги и позвоночника.
Пока один спасатель обследует место аварии, другие готовят спасательное оборудование. Под машину и колеса ставят упоры, чтобы она не укатилась и не перевернулась в процессе работы. Затем один из спасателей разбивает заднее стекло машины и пробирается через искореженный салон к пострадавшим. Он с помощью коллег накладывает на шею пассажира воротник Шанца, чтобы зафиксировать шейный отдел позвоночника. Затем сотрудник, который находится в машине, защищает специальными приспособлениями водителя и пассажира от летящих осколков стекла – нужно разбить стекла, чтобы начать резать искореженную машину. Спасатель все время находится в машине с пострадавшими, пока коллеги специальными средствами разрезают автомобиль. Внезапно в результате спасательных работ разлитые ГСМ воспламеняются, и спасателям нужно быстро его потушить. Счет идет на секунды…
Иван Купецких – спасатель 3-го класса. Он пошел по стопам отца, сам уже семь лет работает спасателем в МКУ «Безопасный город». Он признается, что серьезных аварий, где нужно вырезать пострадавших из искореженных машин, становится в самом Иркутске намного меньше.
– На моей памяти два года назад мне пришлось, как сегодня на соревнованиях, разбирать автомобиль, чтобы достать водителя. Но все равно такие соревнования нужны, чтобы мы на практике еще оттачивали свои навыки. Сегодня мы допустили некоторые ошибки, судьи нам на них указали. Будем исправлять.
Если в Иркутске аварии происходят на небольшой скорости и пострадавших людей становится меньше, то на федеральной трассе все иначе. Скорости машин в два, а порой и в три раза выше, чем в городе. У многотонных дальнобойных грузовиков на крутых и извилистых трассах, случается, отказывают тормоза – и последствия ДТП намного серьезнее. Недавно у тягача на спуске к Чистым Ключам отказали тормоза, многотонная машина на своем пути снесла десятки деревьев, но не смогла остановиться и протаранила гаражи. Громадина с установкой для бурения перевернулась, водителя пришлось деблокировать спасателям. К сожалению, он не выжил.
От Южного поисково-спасательного отряда, который и работает на этой опасной трассе, на соревнованиях – четыре спасателя.
– Мы дислоцируемся в городе Слюдянке. Нам приходится не только спасать пострадавших на Байкале и в горах, но и выезжать на аварии на федеральную трассу Р-258 «Байкал». Приходится вырезать людей из искореженных в результате ДТП автомобилей. На соревнованиях, как и в реальных условиях, нужно спасти человека, которого зажало в машине. На первом месте стоит человеческая жизнь, – рассказывает Эдуард Николаев, спасатель 1-го класса. По нормативу спасатели должны за 45 минут извлечь пострадавших. И почти все команды на соревнованиях сделали это в два раза быстрее.
Лучший результат показали ангарчане – бойцы 10-й пожарно-спасательной части 3-го пожарно-спасательного отряда. Немного от них отстали и заняли второе место иркутяне – сотрудники специализированной пожарно-спасательной части. Замкнули тройку лидеров сотрудники аварийно-спасательной службы МКУ города Иркутска «Безопасный город».