МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Иркутск

Новые Мамоны замерзают: жители села спят в лыжных костюмах, а готовят на костре

Они жалуются на то, что у них постоянно и надолго отключают электричество

Жители поселка Мамоны – его свежезастроенной части, которая называется, по одноименной остановке, Новыми Мамонами, на протяжении уже двух месяцев живут с постоянными перебоями света. Люди не могут приготовить пищу, а в домах столбик термометра падает ниже 10 градусов. Так что спать приходится в горнолыжных костюмах, а еду готовить – на кострах. Корреспондент «МК Байкал» побывал в гостях у замерзающих.

Село Мамоны разрастается каждый год, количество домовладений увеличивается в разы. Дома отапливаются с помощью электричества, и с приходом холодов с электричеством на нескольких новых улицах села начались постоянные перебои.

– Мы уже год живем в этом доме. В прошлом году проблем со светом не было, и мы даже не думали о том, чтобы ставить дровяную печку. Отопление дома у нас за счет теплых полов. Проблемы начались в ноябре. За два месяца у нас выключали свет больше чем на 100 часов, хотя за год положено лишь 72 часа отключений. 14 декабря у нас отключили свет на 12 часов, причем за день до этого у нас целые сутки не было света. Дом выстудился полностью! Мы брали генератор в аренду, а ведь стоимость проката – больше 5 тысяч рублей в сутки. Мы купили тепловые пушки, чтобы обогреть дом, чтобы не перемерзла в доме вода, не испортилась сантехника, чтобы не разорвало трубы. У нас в теплых полах залит антифриз, а у кого залита вода, то там под полом трубы может просто порвать… – описывает Мария Бурлутская злоключения новых мамончан.

В их домах все зависит от света. Без него местные жители не могут приготовить еду и даже набрать воды – воду из скважин качают при помощи насосов.

– Мы полностью зависим от электричества. Чтобы в доме была вода, нужно электричество. Отопление работает тоже от электричества. Вся бытовая техника, как вы понимаете, на электричестве. От скачков напряжения сгорели стиральная машинка и очень дорогой духовой шкаф. У нас мало того, что постоянные отключения, так еще и в сети нет нормального напряжения. У нас около 200 вольт вместо положенных 220–230, по всем трем фазам. Приезжает Энергосбыт и говорит, что все в пределах нормы. Но у нас из-за маленького напряжения переплата идет в два раза. Если я раньше платила две тысячи в месяц, то после того, как начались проблемы, плачу четыре тысячи рублей. И это еще морозов не было, потом придется платить, наверное, больше восьми тысяч из-за низкого напряжения, – сетует Мария.

Местные жители покупали дома с уже с готовыми инженерными сетями. Но сейчас выясняется, что сети не были рассчитаны на такое энергопотребление.

– С энергетиками у нас уже начались очень грубые разговоры. Они нам пишут, что аварийное отключение связано с перегрузом. И говорят, что если мы приехали в село, то должны топить печки. Кому я должна топить печь, если мне положено 15 кВт электроэнергии? Я купила дом за 4,5 миллиона рублей, электричество уже было подключено. В чатах местных жителей у нас пишут, что подключить свет к дому стоит 200–250 тысяч рублей. Нам говорят, что мы лишние, что на нас сети не были рассчитаны и единственный выход – топить печи дровами. А ведь у нас застройка заявлялась как «экологический район». У людей денег нет на дрова, все в кредитах и ипотеках, а дрова сейчас очень дорогие. Если и поставят печки, будут топить всяким мусором, и мы тут все просто задохнемся. Как мы можем быть лишними, если мы с документами купили дома, все официально? Для нас это единственное жилье, нам ехать некуда, – констатирует местная жительница. Когда начались холода (а 14 декабря столбик термометра упал ниже 25 градусов мороза), Мария с сыном, как и ее соседи, вынуждены были улечься спать в лыжных костюмах. К счастью, ночью дали свет, были включены обогреватели, но дом уже промерз.

Энергетики уверяют местных жителей, что во всем виноваты добытчики криптовалюты. То есть майнеры. И как бы между делом агитируют за дифференцированный тариф.

– Про майнеров и дифференцированный тариф нам постоянно говорят. Мол, на него надо переходить, так как нашли 32 майнинговые фермы. Мы с соседями общаемся и знаем друг друга, тут все простые рабочие люди. Если нашли майнеров, то отключайте им свет, мы-то почему должны страдать? – возмущается Мария, выражая, кстати, и мнение таких же замерзающих соседей.

На соседней улице начали устанавливать новую подстанцию. Местные жители недоумевают, почему это нельзя было сделать в теплое время года. Ведь и в прошлом году были перебои, проблема была известна.

– В прошлом году были отключения, но нас редко и предупреждали-то. Сейчас за день свет, бывает, отключают по восемь раз. Было и такое, что на 18 часов отключали. Мы не можем постирать белье, приготовить еду – варим по-быстрому макароны или пельмени, пока свет есть. Я вот начала стряпать булочки, только их поставила в духовку – как свет выключили. В общем, у нас все от электричества зависит. Если бы сказали сразу, что нужно будет печь топить, я бы разве сюда поехала из городской квартиры? – делится переживаниями Наталья Барчукова.

Чтобы согревать еду, люди начали покупать туристические газовые горелки. Готовить приходится на костре. У Марии во дворе стоит бочка, и в ней она разводит костер, чтобы согревать еду.

Народ намерен требовать компенсации. Мария Бурлутская говорит, что ей отказали в перерасчете по напряжению, сказав, что 200 вольт – это допустимо. Но она уверена, что ей должны сделать перерасчет за недолжное оказание услуг, и собирает доказательства своей правоты.

– Я собрала все графики отключений, сделала скриншоты приложений. Удастся ли доказать, что машинка и духовка сгорели, даже не знаю…

Читайте новости «МК Байкал» в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах