МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Иркутск

У Иркутска будет новый аэропорт: что о нем известно

Кто и где будет его строить?

По конкурсу была выбрана компания ТЛК «Ангара», входящая в «Рампорт Аэро». Неужели многолетняя эпопея с выносом аэропорта из Иркутска скоро завершится?

Фото: Кирилл Шипицин

Разговоры о выносе иркутского авиаузла за пределы города велись давно. Громче зазвучали голоса сторонников выноса после катастрофы 9 июля 2006 года, когда самолет авиакомпании «Сибирь» врезался в гаражи, расположенные за взлетно-посадочной полосой. Тогда погибло 124 человека, а власти всерьез задумались, что может случиться, если самолет, садящийся в аэропорт или взлетающий из него, по каким-то причинам рухнет на город. К тому же над иркутским авиаузлом часты туманы, из-за чего самолеты приходится отправлять на резервные площадки. И площадь невелика: большие лайнеры садятся с трудом, а обслуживать сразу несколько самолетов довольно сложно – мало места для стоянки лайнеров. При этом аэропорт Иркутска входит в топ-20 крупных российских аэропортов по пассажиропотоку: в 2024 году здесь обслужили более 3,9 миллиона пассажиров. Нагрузка комплекса при этом рассчитана на вдвое меньший поток. Из-за этого в зоне выдачи багажа обслуживают только один рейс, и пассажирам приходится более получаса ожидать своих вещей.

Еще с 1990-х годов, когда разговоры о возможном переносе аэропорта из Иркутска в пригород были робкими и несмелыми, рассматривалось три площадки: Позднякова, Ключевая и Усть-Орда. Усть-Орду отвергли власти, остался выбор между Позднякова и Ключевой. Сначала больше склонялись к Позднякова, иркутские руководители региона даже смогли договориться с Минобороны (там располагаются ракетные части), убедить Правительство РФ в том, что площадка подходит. Однако предварительные подсчеты показали, что в строительство аэропорта в Позднякова нужно вложить минимум 200 миллиардов рублей. И федералы дали отбой.

Вернулись к Ключевой. Да, тут есть некие вопросы к рельефу, но это решаемо. Главным же вопросом стала близость площади к объектам Иркутского авиазавода, который принадлежит корпорации «Ростех». Эту проблему решили просто: предложили «Ростеху» поучаствовать в проекте. И в феврале 2025 года Ключевая была окончательно согласована Росавиацией и «Ростехом».

Фото: weacom.ru

Ключевая имеет такие преимущества, как близкое расположение к Иркутску, минимальное воздействие на будущую жилую застройку, отсутствие необходимости выноса существующих инженерных сетей и коммуникаций, зданий и сооружений, а также переселения граждан. Кстати, изначально при упоминании Ключевой имели в виду падь Ключевую неподалеку от Мегета, но сейчас немного передвинули – будущий аэропорт предполагается возводить у одноименного поселка рядом с Савватеевкой и Одинском.

Будущий строитель нового аэропорта Иркутска оценил вложения в 100 миллиардов рублей. Эксперты в справедливости такой оценки не уверены: только терминалы строятся за десятки миллиардов. Взять хотя бы временный некапитальный быстровозводимый терминал действующего авиаузла – более 650 миллионов. А это, по сути, просто ангар. В новом аэропорту такое недопустимо. Все должно быть капитальным и качественным.

ТЛК «Ангара», по словам губернатора Иркутской области Игоря Кобзева, будет соинвестором вместе с «Ростехом». В настоящее время инвесторы начинают разработку проектных решений. Строительство нового аэропорта Иркутска включили в федеральный проект «Развитие инфраструктуры опорной сети аэропортов» нацпроекта «Эффективная транспортная система». Построить новый аэропорт можно за три-пять лет, еще некоторое время займет строительство инфраструктуры: инженерные сети, дороги, парковки, линии электропередачи и связи.

Кто такая эта ТЛК «Ангара»? Фирма организована в июне 2023 года. Возглавляет ее Екатерина Соколова. Компания связана с АО «Рампорт Аэро», оператором аэропорта в Жуковском, где проводятся летные испытания, в том числе МС-21. А 25% + одна акция «Рампорт Аэро» принадлежат корпорации «Ростех».

Кажется, многолетние переговоры по вынесению иркутского аэропорта за пределы города наконец-то завершились. Вот только раньше были моменты, когда тоже так казалось, но аэропорт так и не появился. Вот начнется строительство – тогда и посмотрим.

Читайте новости «МК Байкал» в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах