Но вопреки этой логике иркутский рынок сегодня представляет из себя жалкое зрелище: пустые прилавки и публичные скандалы не служат его украшению. Прибыльность рынка для бюджета минимальна, несмотря на то, что на его содержание, как в прорву, уходят большие деньги. Впрочем, директора рынка – а заодно депутата городской думы – Владислава Свердлова это как будто не волнует. В мае он не соизволил даже явиться на депутатские слушания в городскую думу, где рассматривался вопрос об упадке и спасении рынка. Свердлов был в отпуске. А представитель администрации, курирующий рынок (КУМИ), доложил почтеннейшей публике, что на рынке все хорошо. Впрочем, были и прямо противоположные мнения – их оказалось подавляющее большинство. Давайте попробуем разобраться, что же происходит с нашим рынком, почему его постигли упадок и деградация. Отчего им недовольны и те, кто покупает там продукты, и те, кто ими торгует – местные сельхозпроизводители?
Супергерои «Авторитета»
Ответить на эти вопросы поможет сайт госзакупок. Анализ некоторых размещенных заказов от МУП «Центральный рынок» позволит понять, что стало с рынком после прихода к власти директора Владислава Свердлова: в марте 2015 город Иркутск возглавил новый мэр Дмитрий Бердников, который сразу же, в июле того же года, назначил нового директора. Именно с этим связывают экономический упадок, постигший МУП, ибо Вячеслав Свердлов повел рынок к процветанию довольно странной дорогой.
Например, на этой дороге все время встречается некое ООО «Авторитет», с которым рынок стабильно заключает договоры буквально «на все». За период с сентября 2016 года по 2019-й заключены договоры на сумму более 110 млн руб. При этом ООО «Авторитет», весьма «универсальная» компания, имеет в штате всего 8 сотрудников. Однако же она оказывает рынку все возможные услуги: уборка территории, помещений; обслуживание инженерных систем и оборудования; обустройство торговых павильонов; выполнение электромонтажных и сантехнических работ; монтаж вытяжной вентиляции; сбор платежей за пользование имуществом центрального рынка; прачечные услуги; новогоднее оформление; поставка зонтов.
Стоит обратить внимание на динамику финансового роста ООО «Авторитет» с 2016 по 2017 год, которая находится в свободном доступе на деловых порталах. С 111 тыс. руб. в 2016-м она взвилась до 22 млн рублей в 2017 году. Таким бурным развитием ООО «Авторитет» обязано исключительно МУП «Центральный рынок». 99% зарабатываемых обществом денег – это деньги, которые платит рынок.
Но может быть, «Авторитет» – некая суперфирма, и работают там восемь суперменов, которые направо и налево решают проблемы рынка, оказывают какие хочешь услуги? Увы, объемы этих услуг постороннему лицу трудно, практически невозможно проверить! Написать в документах можно любую сумму. А вот сколько в действительности убрано, помыто, обслужено, постирано и украшено нашими «суперменами»? Никто никогда не узнает.
Хочешь не хочешь, возникает мысль об «откатах» за контракты с рынком: если одна и та же контора выигрывает все закупки, не платит ли она директору за такую возможность? В Иркутске достаточно профессиональных клининговых предприятий, но убирает на рынке только одно – ООО «Авторитет». Навевает нехорошие мысли и последняя закупка на проведение уборки территорий и помещений рынка на сумму 31,1 млн руб. Ее также выиграло ООО «Авторитет». Однако результаты закупки были оспорены участником ООО «Зеленый дом», и решением УФАС действия рынка признаны незаконными.
Эффективный менеджмент: мясо подорожало
Еще один удобный механизм, введенный Владиславом Свердловым на пути к светлому будущему – аутсорсинг. Не секрет, что коммерческие предприятия зачастую прибегают к аутсорсингу как способу увеличения расходной части. Аутсорсинг позволяет многое. Например, не содержать в штате сотрудников некоторых категорий – рабочих, уборщиц, охранников и т. д., а значит, и не платить за них налог на доходы физических лиц и не совершать прочие обязательные платежи. Еще можно передать услуги «своим» подрядчикам и иметь с этого «откат».
В 2015 году на Центральном рынке на аутсорсинг были переданы услуги по рубке мяса. В 2015 году за эту услугу рынок получил 1,5 млн руб. После передачи на аутсорсинг в 2017 году доход от услуги составил 1,1 млн рублей. Директор Свердлов изначально аргументировал решение об этом аутсорсинге следующим: рубка – убыточное мероприятие, т. к. фонд оплаты труда составляет 1,7 млн руб. Действительно, разница в 200 000 рублей. Правда, решить вопрос о безубыточности услуги по рубке мяса можно было более простым способом – путем увеличения тарифа на разруб с 2,8 руб./кг до 3,6 руб./кг.
Но директор Свердлов не любит простых решений. И передает эту услугу на аутсорсинг ООО «Континентъ», которое в свою очередь увеличивает стоимость услуги в 2 раза – до 5 руб./кг! Вот такой вот нетривиальный ход. Продавцы вынуждены были смириться с новым тарифом и компенсировать расходы путем увеличения цен на мясную продукцию. В итоге неадекватное решение директора Свердлова легло на плечи иркутян.
Кто за туалет в ответе?
В структуре рынка есть услуги, которые должны также приносить доход: парковки, туалеты, гардероб. В 1 квартале 2016 года в аренду переданы общественные места: туалеты и гардероб, это всегда было стабильным источником дохода МУПа. Но поскольку директор Свердлов выбрал очень уж запутанный путь к процветанию нашего рынка, если в 2015 году объем «туалетной» выручки составил 3 млн руб, то в 2017 году он снизился катастрофически – до 336 тыс. руб. В результате неэффективного решения прибыль от использования общественного туалета составила в 2015 году – 1,3 млн руб.; в 2017 году – 106 тыс. руб.
То же с гардеробом. В 2015 году объем выручки от него составил 324 тыс. руб., а в 2017 году – всего 81 тыс. руб. Прибыль от использования гардероба в 2015 году составляла 141 тыс. руб., в 2017 году составила 73 тыс. руб.
С автопарковкой тоже творятся странные дела. В январе 2015-го МУП «Центральный рынок» передало ее на аутсорсинг ООО «Альфа». За оказание для рынка услуг по приему платежей общество по договору оставляет себе вознаграждение в виде 20% от выручки. А теперь – что мы имеем: в 2015 году выручка от услуги – 14,3 млн руб.; 2016 год, выручка – 15,5 млн руб.; 2017 год – 15,6 млн руб. Налицо рост доходов МУП на 1 млн руб. Однако есть одно большое «но»: ООО «Альфа», взяв на обслуживание автостоянку, увеличило тариф. Если в 2014 году стоимость места составляла 45 руб., то в 2016 году – 60 руб. Увеличение произошло на 33,3%. Логично, что после увеличения тарифа должен был увеличиться и объём выручки – на те же 33,3% – и составить порядка 19 млн руб. А это значит, что МУП должно было получить больше денег. Однако логика руководства рынка, видимо, несколько иная.
Серое и белое: сколько стоит договор?
Эти факты лежат на поверхности и видны невооруженным глазом. Но давайте еще вспомним, что МУП «Центральный рынок» позиционировалось администрацией Иркутска как предприятие, призванное обеспечить местных товаропроизводителей торговыми местами, сдерживать рост цен на продукты питания в городе, организовывать рабочие места. И в итоге обеспечивать качественной продукцией горожан и гостей города. Ни одна из этих функций не выполнена. Более того, местные производители все время жалуются на рыночную администрацию. Они не готовы платить высокую официальную и неофициальную аренду. Торговые ряды заполняются «перекупами». Высокая аренда, аутсорсинги, поборы, перекуп – все это автоматически влечет за собой увеличение цены на продукцию для потребителей. Почему Центральный рынок оказался в позиции «против потребителя», «клиент всегда не прав» – и упорно не меняет траектории? Очевидно, для кого-то рынок – не более чем стабильный источник дохода, а вовсе не социально ориентированное предприятие.
Ежегодная официальная выручка рынка составляет порядка 220 млн руб. Со слов предпринимателей, примерно такой же размер имеет неофициальная выручка. Неофициальная плата на рынке достигает 30 000 руб. в месяц. Чтобы обеспечить гарантированное ее поступление, официальные договоры заключаются на 1-2 месяца. Не заплатил мимо кассы – потерял место. Еще один способ получения неофициального дохода от рынка – увеличение его расходов. В 2013 году расходы рынка на содержание составляли 33 млн руб., а в 2018 – 187 млн руб. Рынок всегда требует большого количества договоров, связанных с его содержанием. Объемы работ по уборке, охране, рекламе и т. д. практически по всем договорам проверить невозможно – если, конечно, не следить за работой рынка в ежедневном режиме. Увеличить расходную часть на содержание рынка достаточно просто… Ну а дальше – гипотетически, конечно – работает схема, описанная выше: с нужными подрядчиками заключаются договоры, производится оплата, часть суммы возвращается обратно.
Эффективно или неэффективно управляет рынком директор Свердлов, решать его работодателю – то есть администрации, конкретно – мэру Дмитрию Бердникову. С молчаливого согласия городских властей директор МУПа ввел на рынке новые порядки, которые не устраивают ни сообщество местных сельхозпроизводителей, ни покупателей. Но может быть, они устраивают городскую власть? Ведь кто-то на этом беспределе очень хорошо зарабатывает…