МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Иркутск

Культурный код: осталась ли в деревнях Приангарья культура?

Местные администрации предпочитают заколачивать клубы и сокращать зарплаты

Жива ли культура на селе? Шесть из опрошенных мной коллег-журналистов ответили отрицательно. А четверо других – утвердительно. Первые вспомнили, что еще со времен СССР культура финансировалась по остаточному принципу, как не входившая в главные приоритеты. А уж сегодня, когда мир зашел в зону большой экономической турбулентности и нас основательно потряхивает, на селе сегодня в приоритете выживание.

Мастерицы из села Бельского, где народная культура процветает. Здешние изделия из соломки, кстати, могут конкурировать на рынке сувениров. Фото: cherraion.ru

Однако и вторые правы. Конечно, сегодня «костер культуры» на селе не горит ярким пламенем. Но ведь не потух. Во всяком случае, так считает Людмила Герда, директор Иркутского областного дома народного творчества.

– Людмила Анатольевна, как вы ответили бы на поставленный вопрос?  

– Здесь для меня нет вопроса. Культура на селе, разумеется, жива. Только уровень живучести разный. И зависит он от многих факторов. Я поставила бы на первое место среди факторов прежде всего заинтересованность главы поселения в развитии культурных процессов. Заинтересованный человек вынужден сам создавать культурное пространство. Причем не как сторонний наблюдатель и не как рядовой участник, а как менеджер-организатор.

Людмила Герда, лауреат Губернаторской премии и премии губернатора «За эффективное руководство». Фото: Дом народного творчества

– И где же готовят таких специалистов?

– По-моему, только жизнь может их подготовить. Они изначально должны иметь культурное образование, хорошо разбираться в какой-либо специфике культурного жанра. Тут мало чисто управленческих навыков, нужно уметь ориентироваться в сложном лабиринте взаимоотношений между творческими людьми. Не будем забывать, что культура села и связанное с ней народное творчество – это, помимо всего прочего, еще и культурологическая дисциплина. Ни в одном вузе Приангарья ее не изучают. Хотя, на мой взгляд, не так уж сложно включить эту дисциплину в учебную программу хотя бы одного из университетов Иркутска. А пока специалист-культуролог с глубоким знанием народного творчества, традиционных обрядов и обычаев, да и всего народного мироуклада в нашей непростой среде обитания – исключительная редкость. И если мы в ближайшее время не сумеем организовать обучение таких специалистов в системе высшего образования, то о сохранении традиций Приангарья придется забыть.

И тут самое время вспомнить, что в Приангарье насчитывается 815 досуговых учреждений. Из них 737 находятся в сельской местности. Назначения в учреждениях культуры, случается, еще проходят по известной схеме «свой-чужой», а не по профессиональным качествам. Ну и наконец, чтобы культура могла развиваться, как бы тривиально это ни звучало – нужны финансы, которых, как вы понимаете, всегда не хватает.

– А если теперь мы от общей лирики перейдем к конкретной бухгалтерии, то какую арифметику увидим? Я о том, сколько глав поселений в Иркутской области, по вашим представлениям, отвечает необходимым деловым качествам? Хотя бы в процентном соотношении.

– Примерно 30% со знаком плюс. А к остальным 70% много вопросов остается.

Такова сегодня реальная культурная составляющая села. И это правда, о которой нужно говорить, хотя бы затем, чтобы попытаться переломить ситуацию. Необходимо понимать, что оставшиеся 70% к культуре на селе имеют более чем скромное отношение. Людей они не слышат, проблем они не видят, а результаты им заменяют заколоченные двери сельских клубов. Например, в Черемховском районе есть одна маленькая деревушка, забытая Богом и людьми. В ней живет человек 70. Там много лет стоит незатейливая избушка, гордо именовавшая себя клубом. И жители в этот форпост современной культуры и цивилизации на селе наведывались часто. Больше-то досуг скоротать негде. Жителям и надо-то всего ничего: чтобы печка в клубе топилась да завалинку поправили. А ответ им был один – легче этот клуб снести, чем в порядок привести. Хорошо бы властям обратить внимание на такие ситуации.

Обновленный Дом творчества в Грановщине. Новые модельные дома культуры уже появились и появятся везде, где в них есть необходимость. Главное, чтобы они нормально работали. Фото: Урик-адм.ru

– Неужели так трудно донести до дверей районного начальства проблему культурного социума на селе?

– Это сегодня так же сложно, как попасть на прием к хорошему врачу и получить квалифицированное лечение. Разумеется, подобно редким оазисам в пустыне, встречаются еще и в наших районных учреждениях успешно работающие грамотные руководители. Такие есть в Жигаловском и Усть-Удинском районах. Они наполняют культурный социум своих поселений ярким досуговым содержанием. Но справедливости ради хочу заметить, что есть и руководители, которые не могут (или не хотят) найти общий язык с редкими грамотными режиссерами сельских клубов. Часто мы сталкиваемся с банальным конфликтом между творческой личностью и глухотой управленца.

– Может быть, на конкретном примере?

– Пожалуйста! Есть в Аларском районе замечательное село Александровск. Там проживает примерно 500 человек. В этом селе даже модельный Дом культуры нашел свою нишу. В нем проводят – легко сказать, осмыслить трудно – более 100 мероприятий в год. В штатном расписании клуба числятся директор, заведующий библиотекой, культорганизатор и уборщица. Глава поселения, которому, видимо, не давали покоя лавры нашего замечательно оптимизированного здравоохранения, тоже решил пойти по этому пути и предложил сократить с одной полной ставки до половины библиотекаря, а культорганизатору оставил четверть месячного вознаграждения. Похоже, уборщица, по замыслу чиновника, должна взять на себя часть функции библиотекаря и культорганизатора.

– Сегодня люди, сказав последнее «прости-прощай» родному селу, уезжают в города в поисках лучшей доли. А при такой безграмотной оптимизации, о которой вы только что упомянули, даже те немногие молодые, рассматривающие село как стартовую площадку для своего развития, могут отказаться от выбора сельской местности для ПМЖ. Жизнь там нынче заметно остановилась. Села опустели. Да и выживать в городе в период стрессовой ситуации сподручнее. Где же выход?

– Вы во многом правы. Однако сподвижники на селе всегда были, есть и будут. Сегодня их действительно немного. Это молодые люди, отдающие себе отчет в том, что только самостоятельная автономная работа в какой-либо сфере культуры на селе поможет им пройти ту неоценимую школу жизни, с какой в городе они, скорее всего, могут разминуться.

На селе много энтузиастов, за счет которых и сохраняется культура. Фото: baikal-info.ru

– Думаю, чтобы молодой человек, да еще со специальным образованием, сегодня решил «приземлиться» в селе, он должен быть основательно мотивирован, уверен, что игра стоит свеч.

– А он и мотивирован. Средняя зарплата в сельском клубе примерно 40 000 рублей. Решается проблема крыши над головой без ипотеки под 20 с лишним процентов. Прибавьте сюда 1 миллион рублей по программе «Земский работник культуры». Есть еще и фонды, поддерживающие реализацию культурных проектов…

– Тогда позвольте спросить: как коррелируются с культурой эти цифры и деньги? А если проще, какой эффект они дают?

– Того самого социального эффекта, какой, видимо, вы имеете в виду, пока не ощущается. Не стала еще культура источником сохранения жизни на селе. Но подвижки уже заметны.

Читайте новости «МК Байкал» в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах