МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Иркутск

Сыграем в куклы: как военный стал главным конструктором кукол в Иркутске

Именно он отвечает за то, как персонажи двигаются на сцене

Раньше Сергей Шабанов был военным. И однажды его сестра, которая работала в театре кукол «Аистенок» главным художником, попросила помочь – спектакль из-за болезни конструктора кукол был под угрозой срыва. Сергей помочь согласился. «И я сам не понял, как из военного вдруг перешел в кукольные мастера», – посмеиваясь, говорит он сегодня.

Задача Сергея - создать оптимальный механизм движения для конкретной куклы. Фото: Кирилл Шипицин

– Мои боевые товарищи даже смеялись надо мной и до сих пор недоумевают, как я попал в театр. А дело было так. Моя сестра Евгения Шабанова много лет проработала в театре кукол «Аистенок» главным художником (сейчас она «свободный художник», но все равно иногда сотрудничает с театром). Так вот однажды она попросила меня помочь ей, у них заболел конструктор кукол, а сроки сдачи спектакля «Пристань алых грез» поджимали. Конструктора-профессионала в нашем городе запросто не найдешь, этой профессии обучают в Санкт-Петербурге. И когда Евгения обратилась за помощью, я подумал, что она шутит, все отказывался. Но она внушила, что я смогу, мол, голова и руки на месте. Мне принесли эскизы к спектаклю и старые куклы – для примера, чтобы я понимал механизм их работы. Первое время голова не соображала, но руки что-то делали. За месяц я справился с задачей, сделал кукол к спектаклю. Параллельно научился работать на токарном станке. Потом на работу вышел театральный конструктор, и я смотрел, как он работает. Он был таким человеком, который специально не будет обучать, но если спросишь – ответит… Сначала я думал, что один раз помогу и уйду. Оказалось, что театр такая среда, которая засасывает, – рассказывает Сергей Шабанов. Сегодня он художник-конструктор кукол театра «Аистенок», и его знают далеко за пределами Иркутской области.

Неважно, из чего делать «скелет», главное, чтобы куклой можно было свободно работать. Фото: Кирилл Шипицин

Мастер рассказывает, что «образ куклы» зарождается благодаря режиссеру и художнику. Потом в цех приходят эскизы и чертежи кукол. Куклы бывают разных систем: гапитные, планшетные и марионетки. Задача конструктора – создать систему манипулирования куклой, механизм, благодаря которому кукла движется.

– Для изготовления куклы в ход у нас идет все, на что хватит фантазии у конструктора. Например, для этой куклы мы используем алюминиевые трубки, кожу, фанеру, пенопласт. Чтобы все скрепить, используем клепки. У нас нет особых критериев, как и из чего правильно кукла делается, – мастер делает так, как хочет, – объясняет Сергей. Он говорит, что для своих кукол старается не использовать материалы, которые ржавеют, чтобы не было коррозий. Но зато в дело идут, например, ножки от старого стола, которые сделаны из кедровой древесины (столы разобрали и хотели выкинуть), или клавиши от пианино – очень ценный материал.

Клавиши от старого фортепиано - очень неплохой материал для кукол. Фото: Кирилл Шипицин

На изготовление куклы уходит от пары дней до месяца. Бывает, сделать куклу на роль второго плана намного сложнее, чем главную. Но для Сергея чем сложнее кукла, тем интереснее. Тяжелее всего работа с кукольной мимикой.

– Есть очень сложные куклы, у которых должна быть особенная механика глаз и рта или ухо должно шевелиться. Бывает, что мы возимся с куклой очень долго, а она исполняет второстепенную роль, участвует в одном эпизоде пять секунд, а механика у нее невероятно сложная. Была у нас такая: в одном эпизоде она должна была подмигивать, вот мы и придумывали механику специально для нее. Зритель, конечно, не озадачивается, почему и как глаз моргает, а мы месяц над этим работали. Или вот есть у нас кукла из спектакля «Вечно эта 345-я» – Летайка. Это кукла-гапит, я специально придумывал ей механику. У этой куклы подвижны руки, ноги, голова и еще на голове пропеллер. В спине у нее мы сделали специальный рычажок, чтобы не видно было, как актер ей управляет. Летайка в спектакле второстепенная кукла, а дети ее очень полюбили. Когда была пандемия и у маленьких зрителей не было возможности посетить театр, в интернете Летайка разыгрывал призы, и многие дети теперь его знают.

…Сергей – мастер-самоучка. Чтобы узнать секреты профессиональных кукольников, он ездил на учебу к легендарному кукольнику Виктору Платонову (сегодня он художественный руководитель Московского детского театра теней).

В театре Сергей освоил работу на токарном станке. Фото: Кирилл Шипицин

– Союз театральных деятелей отправлял конструкторов кукол к нему на практику. Я многое почерпнул для себя за те десять дней. На основе полученных знаний теперь придумываю свои механики, испытываю их в деле.

Сергей сделал десятки кукол, но самые запоминающиеся – это, конечно, первые.

– Когда я делал первую куклу, у меня был такой стресс, какого не было, когда я держал в руках оружие! Я не понимал, что делаю, но продолжал делать. Был страх, что я сделаю что-то не так, и кукла не подойдет, и я подведу сестру. Все получилось. Эти первые куклы были так называемые планшетки (это куклы, которые могут ходить по настилу сцены – планшету. Прим. ред.). И тогда я еще даже не знал, что куклы бывают разных систем управления.

Без вдохновения куклу не сделаешь, уверен кукольник. Когда оно приходит, на работе приходится пропадать днями и ночами.

– Когда я понимаю, что заставлять себя бесполезно, тогда просто занимаюсь другими делами. А потом вдруг осенит – и работаю даже ночами, потому что понимаю – завтра уже могу перегореть и не сделать.

Фото: Кирилл Шипицин

…Самые волнительные моменты для кукольника – премьеры спектаклей. Сергей дежурит за кулисами, чтобы в случае выхода куклы из строя он мог оперативно ее починить. Такого, правда, еще ни разу не было, он делает их на совесть. И ни одна из собственных еще не попадала, кстати говоря, к нему на реставрацию.

– Мы с куклой работаем, конечно. Но дорабатываем в основном механику, – добавляет Сергей. Бывает, что он чинит кукол от старых спектаклей. И перед любым спектаклем обязательно проверяет те куклы, которые долго не использовались (чтобы на сцене не случился конфуз).

Сегодня Сергей Шабанов конструирует собак и кошек для спектакля «Котенок по имени Гав».

Читайте новости «МК Байкал» в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах