Музей «Ангарская деревня» в Братске, на берегу Братского водохранилища, был создан в 1979 году для того, чтобы собрать те ценности народного быта, которые остались после уничтожения более чем 180 деревень в ложе Братской ГЭС. Недаром же инициатором выступил начальник строительства Братской ГЭС Наймушин. Занимался организацией музея энтузиаст, представляющий братское отделение Всероссийского общества охраны памятников, Октябрь Леонов.
Музей раскинулся на территории в 35 гектаров. Часть его занимает эвенкийский сектор – по лесной тропе расположены эвенкийские жилища, лабазы, ловушки. Русский сектор занимает открытую площадку на взгорье, на береговой возвышенности.
Михайло-Архангельская церковь вывезена из деревни Нижнее Карелино Киренского района.
Сюда свезли избы, амбары, церкви из разных сел, устроив настоящую «догэсовскую» деревню. В ней четыре подворья – богатое трехдворное, избу для которого привезли из Киренского района, а постройки – из деревни Анчириково под Братском; еще старая, которой чуть менее 200 лет, усадьба из Чунского района; еще одна изба – из зоны затопления Богучанской ГЭС; и маленькая изба-однодворка из Братска.
Мельничный жернов. В «Ангарской деревне» на берегу отреставрировали мельницу, вывезенную из деревни Христофорово Жигаловского района. Местные не хотели расставаться с ней, надеясь, что мельница сгодится на случай войны или катаклизма. Всего в области сохранилось пять водяных мельниц.
Мангазею - общественный хлебный амбар – привезли сюда из деревни Тушама Усть-Илимского района.
На подворье у большой семьи был большой амбар. По количеству отсеков амбара можно было судить о том, сколько у хозяина сыновей: невестки с сыновьями на лето уходили жить из избы в амбар.
Все вещи внутри – подлинные, собранные из разных деревень. Быт восстановлен полностью. Разве что климат нельзя восстановить – до затопления в здешних местах было зимой до минус шестидесяти, а летом – до плюс сорока.
Выступы на крыше назывались «курицы», доска – «поток». Вдоль всей крыши лежало тесаное бревно – охлупень, им придавливали доски, и когда надо было доску поменять, то охлупень поднимали, вытаскивали и заменяли доску. Строили, само собой, без гвоздей.
Быт сибирских старожилов устроен был если не с комфортом, то во всяком случае удобно. Многие вещи удивляют. Например, то, что внутри усадьбы двор был заложен дощатым настилом, включая и скотный двор, но выходила скотина всегда через особую калитку и никогда – через чистый двор. В избах спали на очень узких не передвигаемых лавках – длинной девичьей, парадной красной, мужской – у самого входа, на которую и садиться-то женщинам было зазорно. Современный человек и пятнадцати минут не пролежал бы на таком спальном месте.
На печи спали старики и дети. Печь – центр дома, во всех смыслах. По поверьям, нечистая сила в дом проникала через печку. Поэтому делали 12 куколок, называя их по именам 12 лихорадок – Трясея, Ледея, Огнея и так далее, и развешивали возле печи. Нечистая сила приходила, вселялась в куколку, а хозяева оставались невредимы.
Множество удивительных вещей насобирали музейщики по деревням. Например, большой таз, сделанный из огромного капа – нароста на дереве. Станок, предназначенный для того, чтобы из конского волоса ткать накомарники, называемые здесь «личинами». Самодельные личины были очень популярны у строителей Братской ГЭС.
Накомарник-личина (в центре) плелась из конского волоса. Когда строили братскую ГЭС, работать было невозможно из-за мошки. Строителей ГЭС не спасали заводские накомарники, и они старались купить аутентичные у мастериц, которые плели личины рукодельно на старинных станках. Рядом – коколды, рукавицы эвенков с прорезью на запястье, чтобы вытаскивать пальцы, если нужно стрелять или разводить огонь. С другой стороны – поняга, прообраз рюкзака.
Такие диваны делала в более поздние послереволюционные времена артель деревенских умельцев. Подобная мебель была весьма популярна – деревня начала приобщаться к удобствам, лавки заменялись польскими трофейными кроватями и диванами.
Кузницу конца XIX века перевезли из жигаловской деревни Христофорово, так же, как и мельницу.
Музей все время пополняется новыми экспонатами. На его территории сегодня в полном размере реконструируют Братский острог, от которого остались лишь две старинных постройки – башни, одна из которых находится в «Ангарской деревне».
Фото автора.