МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Иркутск

Дом Винтовкина: сколько стоит восстановить старинную усадьбу?

Бывший чиновник отреставрировал развалившийся памятник для своей семьи

Иркутян пустили на экскурсию в частную усадьбу, память о которой, как еще недавно казалось, доживает свой век. Как и от многих других старинных иркутских домов, от нее оставалась лишь нижняя кирпичная часть, усадьба горела в 70-е годы. Но отданная частному инвестору – бывшему заместителю мэра Иркутска Дмитрию Разумову -- усадьба купца Винтовкина получила вторую жизнь.

Фото автора.

История купца Винтовкина

Владимир Винтовкин скончался от тифа в иркутской тюрьме в 1918 году. До самого последнего часа он не мог принять смену власти в России. Именно в старой России он стал богатым и уважаемым человеком.

А началась его история в селе Лиственичное в 1876 году. Там он родился, получил начальное образование в церковно-приходской школе и с 13 лет начал зарабатывать на жизнь, устроившись «мальчиком на побегушках» к местному купцу. У этого купца Володя Винтовкин дорос до помощника в канцелярской и счетной работе. Скопив небольшой начальный капитал, стал «посредником между охотниками-промысловиками и торговцами»: он поставлял заготовителям необходимые охотничьи припасы и оружие, взамен получая пушнину. Товар сбывался в Иркутске.

Скоро торговля стала процветать. В прибрежных поселках появились его фактории, состоящие из жилого дома и склада для товаров. А в 1904 году Винтовкин решил перебраться в Иркутск. К тому времени у него уже была семья – он женился на Анне Шишиловой, которая родила ему двух дочерей, Анну и Екатерину. И перед переездом в Иркутск Владимир Иннокентьевич купил участок земли на улице Зверевской (ныне Бабушкина), на котором по проекту архитектора А. И. Кузнецова был возведен отличный дом с надворными постройками.

История дома Винтовкиных

Усадьба купца Винтовкина состояла из жилого двухэтажного дома с флигелями, больших двухэтажных складских помещений, одноэтажной кирпичной гостиницы-флигеля, погреба с подклетью. Также на участке были одноэтажный дом для управляющего, дом для прислуги, конюшня, курятник, сарай для хранения телег и саней, ремонтной мастерской. Участок был огорожен плотным забором, а территория усадьбы – застелена толстыми деревянными плахами. Во время строительства был разбит садик с плодовыми деревьями, кустарниками и цветами.

В усадьбе работало 20 человек. Все они носили своего рода униформу: для мужчин – жилеты, для женщин – расписные халаты.

История дома купца Винтовкина стала известна из воспоминаний его внука Владимира Борисовича Посохина, сына Екатерины Винтовкиной и Бориса Посохина (он был сыном известного иркутского книгоиздателя Посохина). Цепкая память ребенка, родившегося в 1921 году в Иркутске, сохранила рассказы бабушки, вид усадьбы деда, воспоминания о доме и постройках. Он написал несколько текстов воспоминаний, которые передал в музей истории Иркутска.

Так, из воспоминаний внука Владимира Винтовкина стало известно, что первый этаж купеческого дома был каменным, а второй – деревянным. На первом этаже располагались общая гостиная и комнаты каждого члена семьи (отдельные). Второй, деревянный этаж дома занимали прачечная, гладильная и комната для персонала. К дому еще была пристроена одноэтажная кухня. Главный фасад первого этажа жилого дома был отделан фигурной кирпичной кладкой. Окна закрывались деревянными резными ставнями.

Главный вход в дом устроен со двора, крыльцо было ограничено с обеих сторон массивным деревянным парапетом. Крыльцо венчал козырек с красивыми резными карнизами. У массивной филенчатой входной двери был установлен механический звонок.

За входной дверью находилась прихожая, в которой сразу же у входа с левой стороны была устроена довольно широкая лестница. Она вела на второй этаж, где располагались подсобные помещения. Над прихожей на втором этаже была устроена просторная, полностью остекленная веранда, где хранились запасы стиральных и гладильных принадлежностей, мыла, крахмала, соды и древесного угля для утюгов.

Из прихожей дверь вела в раздевалку. Оттуда можно было попасть в зал – основное место для приема гостей. Далее по всему периметру шли двери в комнаты. Между комнатами – одна на две комнаты - сложены были печи-голландки, отделанные кафелем с изразцами, топки из которых выходили в зал.

На потолке зала несмываемыми красками была нарисована картина, изображающая один из библейских сюжетов. Посредине стоял большой стол, накрытый белоснежной скатертью. За ним три раза в день в специально установленное время собиралась вся семья – опоздания не допускались! У каждого члена семьи было свое определенное место за столом и «персональный» стул, накрытый чехлом. В усадьбе было много посуды – преимущественно из китайского фарфора и праздничной хрустальной.

В комнате Владимира Иннокентьевича стоял большой двухтумбовый стол, в ящиках которого было все необходимое для повседневной работы - документы, ценники, каталоги. На столе стоял чернильный прибор из местного полудрагоценного камня и набор ручек и карандашей, а также массивное пресс-папье. В комнате Анны Ивановны находились «персональное» кресло-качалка для отдыха хозяйки и общий для семьи книжный шкаф, в котором хранилась художественная и справочная литература: полные собрания сочинений лорда Байрона, Вильяма Шекспира, Фридриха Шиллера и русских писателей - А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, сочинения доктора Вильгельма Майера из серии «Вся природа» и «Жизнь природы». Кстати, этот шкаф до сих пор хранится в семье внучки купца Винтовкина.

Новейшая история: все сначала

Усадьба купца Винтовкина была национализирована в 1922 году. Членам семьи оставили две комнаты, а в остальных были устроены склады для продуктов. После замужества старшей дочери в 1929 году супруга купца переехала к дочери Екатерине, а в 1930-х годах перебралась в Улан-Удэ, к старшей, муж которой, доктор Николай Барбаков, был назначен врачом Кяхтинской районной больницы. Кстати, за годы работы супруг старшей дочери Винтовкина дослужился до замминистра здравоохранения Республики Бурятия (тогда – Бурят-Монгольской АССР).

В 1934 году усадьба Винтовкиных окончательно потеряла своих хозяев. До 1970-х годов в ней устроили коммуналку, а в конце 1970-х усадьба сгорела. От нее осталась лишь нижняя кирпичная кладка жилого дома. Конечно, дом уже был признан памятником федерального значения, сделаны все обмеры – это в будущем окажется очень полезным для реставрации. Фото из архива.

В 2009 году вице-мэр Иркутска Дмитрий Разумов выразил желание отстроить усадьбу Винтовкина за свой счет. Выбор пал именно на этот дом, поскольку в архивах сохранилось множество фотографий, а внук купца к тому моменту передал музею истории подробное описание всех построек усадьбы и внутреннего убранства дома. Но Разумов хотел не просто отреставрировать, а сделать «для себя» - то есть, чтобы в ней жить. В архивах был найден проект восстановления, сделанный архитектором Романом Шаргиным. Фото из архива.

Начиная работы по восстановлению усадьбы Винтовкина, Дмитрий Разумов хотел личным примером привлечь состоятельных иркутян к реставрации архитектурных памятников города под собственное место жительства. Это ему в некотором роде удалось – сейчас более 10 семей в Иркутске живут в отреставрированных старинных усадьбах. Фото из архива. Фото автора.

В усадьбе купца Винтовкина, по разрешительным документам, необходимо было восстановить внешний облик дома, заплот (забор) и ворота. Дмитрий Разумов пошел дальше: он решил восстановить внутренний облик дома и по максимуму вернуть находившиеся в усадьбе здания. Кроме дома, удалось отстроить флигель-гостиницу и один из складов. Другие здания вернуть не удалось – за советское время площадь усадьбы сильно уменьшилась, частично ее заняли возведенные рядом многоэтажные дома. Фото автора. Фото автора.

- Благодаря имеющимся в архивах фотографиям и описаниям я полностью восстановил практически все внутреннее убранство здания, - говорит Дмитрий Разумов. – К счастью, фото показывали и печи с изразцами, и полы, и даже обои, не говоря уже о ставнях, дверях, крыльце, наличниках, расположении окон. Фото автора.

В современном особняке, внешне являющемся точной копией старинной усадьбы, добавлены удобства, без которых немыслима жизнь горожанина: санузлы, ванные, отопление и водоснабжение. Но все сделано так, чтобы быть как можно менее заметным на фоне общего убранства дома.

К сожалению, насладиться зрелищем внутреннего убранства дома купца Винтовкина сейчас невозможно. Он является частной собственностью Дмитрия Разумова. Стоимость восстановления усадьбы была немаленькая – 18 миллионов рублей, 70% из которых, как рассказывает ее нынешний хозяин, ушли на главный дом. Но оно того стоило.

Читайте новости «МК Байкал» в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах