МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Иркутск

Ангарские шаманы не отпустили богов, но подарили им коня

Под Ангарском чествовали южных богов

На шаманской поляне под Ангарском около пятидесяти шаманов совершили обряд подношения южным богам, принеся в жертву молодого коня. Они надеются на поддержку богов в деле объединения шаманов, которое, в свою очередь, послужит не только на благо отдельных регионов, но и России и даже всей планеты. 

Фото Федора Максимова.

Для того чтобы боги увидели жизнь людей во всей ее полноте, шаманы «Вечно Синего Неба» еще в прошлом году решили не отпускать богов на зимние стоянки, а попросили их остаться и помочь, в том числе и в исполнении майских указов президента, в которых, считают шаманы, говорится об объединении народа.

Шаманы в меняющемся социуме

На шаманской поляне, куда съехались шаманы из Бурятии, Иркутской области, Хакасии, Санкт-Петербурга – имитация сосновой рощи из молодых сосенок. «Сосна – дерево солнца, а мы молимся южным богам», -- объясняет глава шаманской организации Артур Цыбиков. И отсылает к скандинавской мифологии: хвойными затыкают дыру-проход в нижний мир, когда время нахождения богов нижнего мира в мире человеческом заканчивается и они уходят.

В минувшее воскресенье южным богам -- в числе которых, после главных богов, так называемые пестрые боги, отвечающие за творчество и покровительствующие людям творческих профессий, -- и было сделано подношение в виде молодого коня.

-- Конь для кочевника - самое дорогое, вот его-то мы и дарим богам. И молимся о том, чтобы были благополучие и успех, чтобы состоялся тот рывок, о котором в майских указах говорил президент Путин. Нужны мощный творческий потенциал и знания, нужно чтобы люди понимали суть происходящего, -- говорит заарин, то есть главный шаман «Вечно Синего Неба».

А суть происходящего, по его мнению, в том, что человечество находится в эпохе больших перемен и должно это осознать. Но это не всегда происходит. Даже в самом шаманском «цехе» нет взаимопонимания. Когда в апреле этого года была сделана попытка объединить шаманские организации Иркутской области, шаманы, съехавшиеся в Иркутск, попросту поругались.

-- Мы делаем шаги к объединению, государственные структуры интуитивно понимают, что это нужно. Но то ли народ не созрел, то ли просто не понимает значимости происходящих в мире процессов. А они требуют объединения, не разделения – эти вызовы, которые бросает мир, все в нем происходящее, смешение народов. Раньше шаманы были родоплеменные – в семье и своем роду, где от 10 до 100 человек. А сейчас, посмотрите: Усть-Ордынский бурятский автономный округ с Иркутской областью объединился, мы живем в многонациональной России, где границы размыты, у нас смешанные браки, в которых рождаются дети. Это приводит к тому, что влияние предков-богов на наши семьи, на наших детей и потомков увеличилось. Объединение – безусловно, единственный правильный шаг. В том числе и объединение представителей разных конфессий. Невозможно разобщенно решать какие-то важные задачи. Социум меняется. Ну а шаманы по старинке желают оставаться родоплеменными, работать по принципу родственно-племенного взаимодействия. Не хочется, чтобы они, сами того не понимая, стали анахронизмом, каким-то рудиментом в обществе.

Откуда берутся шаманы?

Поэтому когда шаманов из «Вечно Синего Неба» называют неошаманами, они не обижаются – ведь они отражают меняющийся социум. Здесь есть люди разных национальностей, каждый по-своему пришел в шаманизм, судьбы у всех разные. У Ирины из Хакасии дедушка был шаманского рода, имел большой дар. Но он не работал, и духи, говорит Ирина, его забрали – шаманская болезнь давила деда, и он задушился. Шаманство Ирины предсказал другой шаман, к которому на прием ездила ее тетка. Муж отнесся с пониманием и уже четыре года возит супругу в Ангарск на тайлаганы. А вот свекровь недопонимает, шаманы для нее – «не очень», говорит Ирина, свекровь «больше верит в ведьм».

23-летняя Валерия, которая считает себя потомком Чингисхана – так ей сказали духи, ищет себя в шаманском мире. Она рассказывает, что с детства ее преследовали паранормальные явления – возгорания, самопередвижения предметов, разные видения. С детства она часто болела.

-- Я вижу богов, запахи чувствую, имею способности к лечению, ко многим другим вещам, это у меня открылось в раннем детстве, очень рано. Я видела все – как вас -- и все это рисовала.

Валерия долго искала себе наставника.

-- Я сначала просто лечила, смотрела, гадала, а потом, как меня совсем прижало, я пошла на поиски. Могу лечить, смотреть, онгонов завожу, больших богов спускаю тоже -- через них люди информацию узнают. К сожалению, моя мама к этому еще не может привыкнуть.

В мирской жизни девушка училась на портного, но по состоянию здоровья оставила это, стала рисовать и шаманить. Сейчас живет в шаманском городке. 3 июня ей предстоит пройти посвящение. Как говорит главный шаман, сейчас в нее бесконтрольно заходят духи предков, ее раньше неправильно использовали -- как медиума, и теперь ей, говоря просто, предстоит научиться контролю за теми духами, которые к ней приходят.

-- Если привести простой пример, то наше тело - это машина, душа – водитель. И очень много людей – пассажиры в своем теле, есть люди, которые доверяют управление посторонним духам. Надо понимать, что в этом случае на выходе будут проблемы. Нельзя в двигатель машины заливать солярку – он испортится, – объясняет Цыбиков.

Пусть боги всегда будут с нами

Осенью этого года заарин Артур Цыбиков рискнул и не закрыл «небесные врата» – чтобы боги оставались с людьми и зимой, увидели не только красивую летнюю картинку. Открытие и закрытие «небесных врат» – сезонные обряды. Открывают их с песней кукушки, в мае.

-- У кочевников было понятие зимней стоянки, а летом они уходили на летники. И когда мы закрываем «небесные врата», заканчиваем обряды посвящения в шаманы, то прощаемся с богами -- они улетают на свои зимние стоянки. Не закрыв врата, мы их попросили зимовать с нами, потому что когда они с нами, у нас все гораздо лучше. И будут последствия: изменится драматургия ответственности -- повысится скорость наступления наказания, поощрения, будет происходить мгновенная реакция на тот или иной человеческий поступок.

Какой-то отклик уже, возможно, получен. Во всяком случае, в деле объединения шаманов если и нет больших подвижек, то видны маленькие шажки в сторону объединения. 22 мая на Ольхоне в день поклонения Николаю Угоднику был проведен общий тайлаган. 29 мая «Вечно Синее Небо» проводит в Боханском районе свой тайлаган – поклонение Боханской земле, чтобы там был урожай.

-- По их календарю -- календарю местной шаманской организации «Бургэт» -- свой тайлаган будут проводить в июне, чуть позже. Мы приглашены. И я думаю, что это будут первые ласточки. Люди успокоились и хотя бы стали слушать. Время пришло.

Читайте новости «МК Байкал» в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах