МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Иркутск

Битва за воздух

Жители Синюшки объясняли законодателям, почему им не нужна «туберкулезная» гора

Конфликт вокруг строительства в Иркутске на Синюшиной горе противотуберкулезного стационара набирает обороты. Зараженных страшной болезнью с каждым днем становится больше, ежегодно их количество вырастает на 15%. Между тем вопрос о строительстве новых корпусов туберкулезной больницы уже несколько раз снимался с повестки Законодательного собрания. Наконец обсуждения состоялись.

Министр здравоохранения Олег Ярошенко демонстрирует катастрофическое состояние корпусов на Синюшке. Фото автора

Больше двух тысяч заразных

Перед тем как приступить к обсуждению вопроса, комитет по здравоохранению и социальной защите ЗС уже несколько часов заседал в малом зале. После бурного обсуждения проблем педикулеза (чиновники до сих пор не могут определить, кто должен отвечать за вытравливание вшей у школьников – образование или медицина) председатель комитета Андрей Лабыгин попросил всех пройти в большой зал заседаний – впереди главный вопрос. На слушания явилась неравнодушная общественность и заняла кожаные кресла парламентариев, с удивлением ощупывала депутатские кнопки-микрофоны и любовалась на себя в отражениях мониторов.

Подобное впервые происходило в главном зале ЗС: простые избиратели сидят на местах депутатов. Андрей Лабыгин даже пошутил: «Может быть, этот день станет отправной точкой для повышения вашего статуса». Вопрос о статусе в этом зале сейчас важен как никогда. Осенью состоятся выборы депутатов ЗС, и любая публичная активность парламентариев сегодня рассматривается через их призму. Поэтому предупреждение Лабыгина о том, что вопросы по будущему строительству не имеют отношения к предвыборной игре, прозвучало наивно. Лабыгин как раз избирается в ЗС от этого округа.

Презентация министра здравоохранения Иркутской области Олега Ярошенко, который настаивает на строительстве диспансера на Синюшке, была основательно подготовлена. И начиналась она с цитаты Владимира Путина: «Снижение смертности от туберкулеза входит в число наших государственных приоритетов наравне со снижением смертности от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний». Михаил Кощеев, главный врач туберкулезной больницы, предупреждает, что завтра может быть поздно. Врачи из разных территорий его поддерживают. Фото автора

Ярошенко говорил быстро и четко, подтверждая каждый тезис фотографией или графиком. Всего на туберкулезном учете в Иркутской области сегодня состоит 5605 человек. 30 процентов из них еще и заражены ВИЧ-инфекцией. 2248 человек больны туберкулезом с бактериовыделением.

– Вопрос изоляции и своевременной госпитализации больных туберкулезом приобретает особую актуальность, – говорит Олег Ярошенко. – У нас всего 320 круглосуточных коек. Это 20,8% от необходимого числа. Выход только один – строить новый лечебный корпус на 600 коек. Поймите, из-за дефицита коек мы не сможем своевременно изолировать заразных больных туберкулезом. Без срочных мер по снижению перекрестного заражения туберкулезом доля больных будет увеличиваться на 13-15% в год.

Корпуса Иркутской областной клинической туберкулезной больницы (корпуса – громко сказано, скорее это старые деревянные бараки) находятся в жутком состоянии. Лечебный корпус на Терешковой, 59 – в состоянии еще худшем.

Ситуация такова, что спасать Иркутскую область от туберкулеза нужно срочно. Это понимают в Москве: федеральный центр потенциально готов выделить 2-3 миллиарда рублей на возведение новых корпусов. Тем более что проектные изыскания вместе с экспертизой на 25,5 миллиона рублей уже выполнены – есть что показать Москве, чтобы выбить остальные деньги. Активист Клавдия Абросимова: «А кто-нибудь из вас, уважаемые врачи и депутаты, живет на Синюшке?». Фото автора

«Мы обнимем каждое дерево»

Но дело уперлось в местоположение. Медики хотели строить новые корпуса вместо старых и занять территорию в 7,9 гектара. Это сосновая роща на Синю­шиной горе: кроме всего прочего, лесной воздух помогает выздоровлению. Но этот воздух (и рощу) считают своей собственностью жители Синюшиной горы. Им и так приходится несладко: здесь в одном месте и Ново-Иркутская ТЭЦ, и инфекционная больница, и масложиркомбинат, и федеральная трасса.

– Кто-нибудь из вас живет на Си­нюшке? – спросила у депутатов пенсионерка Клавдия Абросимова. – Никто? Почему же вы не спрашиваете мнения людей, которые там живут десятилетиями?

Разумеется, все местные (и здоровые) против приезжих и туберкулезных. То, что туббольница всегда здесь и находилась, сегодня во внимание общественностью не принимается. Ведь появляется много спорных и неприятных моментов. Например, в лесу, где всегда гуляли и устраивали пикники, возведут современный больничный комплекс – с корпусами, дорогами и заборами, доступ к природе местным перекроют. А насколько увеличится автомобильный трафик на несчастную Синюшку? А во время стройки куда будут тот же гравий ссыпать?..

– Мы обнимем каждое дерево и не дадим уничтожить, – говорит активистка Юлия Малых. – Начнется строительство – будем устраивать пикеты и митинги!

Жители ближайших к нынешней туббольнице домов рассказали, что больные и сегодня свободно ходят по их дворам: «Пьют из нашей колонки и тут же плюют». А теперь туберкулезных станет намного больше, и они будут «везде ходить». Именно так будет выглядеть новый противотуберкулезный стационар на 600 коек. Только где его построят? Фото автора

– Приглашаю всех, попробуйте сегодня пробраться на нашу огороженную территорию, – возразил Михаил Кощеев, главный врач ОГБУЗ «Иркутская областная клиническая туберкулезная больница». – У нас четыре степени защиты! Даже врачи не везде могут пройти. В новых корпусах охрана будет еще серьезней.

Врачи объясняют: все туберкулезные больницы находятся в городских центрах – хоть в Москве, хоть в Новосибирске, хоть в Чите. И даже в поселке Усть-Ордынский Иркутской области. Врачи усть-ордынского противотуберкулезного диспансера подтвердили, что после его строительства в самом центре поселка количество заболевших стало уменьшаться. Объясняют это просто: находиться в пределах города необходимо, чтобы зараженные могли максимально быстро оказываться за больничными стенами. Практика показывает, что заболевший туберкулезом начинает игнорировать лечение, если больница находится слишком далеко.

– Этого строительства мы ждали 12 лет и сегодня так к этому близки, – с горечью говорит Светлана Пугачева, главный детский фтизиатр Иркутской области. – Врачебная общественность считает, что строить нужно именно в этом месте. Давайте не будем мешать сами себе. Если мы не изменим ситуацию сегодня, уже завтра наши дети будут умирать от туберкулеза.

Санпины строже – коек меньше

Если жителям Синюшки удастся остановить строительство (а они уже собрали больше 5 тысяч подписей), только на новые проектные работы уйдет как минимум полтора года. Андрей Лабыгин внес предложение к правительству Иркутской области – раскрыть всю информацию по альтернативным площадкам для будущей стройки. Если работа велась не один год, наверняка есть точные расчеты и по другим вариантам.

– Мой отец пришел с войны, заболев туберкулезом, – рассказал Сергей Бренюк, депутат ЗС Иркутской области, поддержавший строительство на Синюшке. – Но никто из нашей семьи не заболел, потому что уровень лечения и профилактики заболеваний в Советском Союзе был очень высоким. Давайте прислушаемся к мнению врачей.

Одновременно с этой «битвой за воздух» возник еще один важный фактор.

– Все санитарные нормы сегодня стали намного строже, – говорит Виктория Дворниченко, главный врач ГУЗ «Иркутский областной онкологический диспансер». – Количество коек в старых корпусах туббольницы будет сокращено. Поэтому котлован под новую больницу нужно готовить срочно, уже сегодня! А все опасения напрасны.

Главный онколог СФО знает, что говорит: строительство в Топкинском новых корпусов онкодиспансера также вызывало протесты местных жителей. Но они были построены и функционируют без проблем. Также и СПИД-центр в Иркутске сегодня спокойно работает – а помните, сколько было возмущения перед его строительством?

Конфликт вокруг туберкулезной больницы на Синюшиной горе не исчерпан. Уже сегодня два главных спикера этой истории – Лабыгин и Ярошенко – даже на трибуне ЗС разговаривали на повышенных тонах. Что будет завтра?..

Читайте новости «МК Байкал» в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах