МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Иркутск

Бутлегерам закручивают гайки

Подпольные производители алкоголя получают реальные сроки

Год назад в Иркутске за одну неделю погибло 76 человек, все они употребили алкоголь, в который подпольные производители по ошибке добавили метанол. Сейчас в областном центре идут суды над виновниками массового отравления. Между тем поддельный алкоголь по-прежнему попадает на полки магазинов Приангарья. Что находится в этих бутылках, можно ли отличить подделку от оригинала и какая ведется борьба с фальсифицированной алкогольной продукцией, мы попросили рассказать Ирину Вахрамееву, начальника отдела по расследованию уголовных дел в сфере экономики Следственной части ГСУ ГУ МВД России по Иркутской области.

фото пресс-службы ГУ МВД России по Иркутской области.

Бочка водки

Сотрудники отдела, который возглавляет Ирина Вахрамеева, в этом году подвели к итогу 5 уголовных дел – по четырем вынесены приговоры, по одному идет судебное разбирательство. Одно уголовное дело еще находится в производстве.

Иркутские бутлегеры делятся на две категории – одни работают в промышленном масштабе, у других все организовано более примитивно. Одна из групп, расследованием деятельности которых занимались сотрудники правоохранительных органов, арендовала в Свердловском районе небольшой склад. Там стояла огромная бочка, которую сотрудники подпольного цеха наполняли водой, привозимой во флягах с колонки.

– Двое гастарбайтеров смешивали спирт с водой и разливали алкогольный напиток с помощью шланга, – рассказывает Ирина Вахрамеева. – Подпольщики изготавливали водку и напитки с вкусовыми добавками. Использовали различные красители и добавки. С места незаконного производства были изъяты бутылки с поддельными акцизными марками.

Свою продукцию бутлегеры могли реализовывать в розничную сеть под видом известных алкогольных марок. В таких случаях нельзя сказать, что владельцы магазинов не догадываются, какой алкоголь приобретают, но идут на это, привлеченные низкой закупочной ценой. Стоит отметить, что максимальное наказание, которое грозит торговым сетям за реализацию подобной продукции – административный штраф. Наказание бутлегерам более суровое – мужчине, организовавшему вышеописанное производство, суд назначил лишение свободы, правда, условно, но со штрафом в размере 100 тысяч рублей. Масштабы кустарного производства были незначительны, мужчина отделался условным сроком. Другим бутлегерам повезло гораздо меньше. К примеру, Ленинский районный суд приговорил организатора «водочной точки» к реальному лишению свободы сроком на 3 года и 2 месяца. В ходе следствия было выяснено, что обвиняемый длительный период времени хранил и продавал контрафактную алкогольную продукцию на территории Ленинского района. фото пресс-службы ГУ МВД России по Иркутской области.

Этнический суррогат

Также в этом году к реальным срокам были приговорены члены этнической группы, которые организовали подпольное производство с настоящим, промышленным размахом. Цех оборудовали выходцы из Азербайджана, получившие гражданство РФ. Приговора они дожидались в СИЗО. У каждого было по несколько адвокатов, которые неистово добивались освобождения своих подопечных под подписку о невыезде. Но у них ничего не вышло.

– Основной цех, принадлежащий этой группе, находился в Мамонах, – рассказывает Ирина Матвеевна, – цех был оборудован заводской конвейерной линией. Производство было хорошо отлажено – осуществлялись регулярные поставки бутылок с поддельными акцизными марками из другого региона.

Как стало известно в ходе расследования, в самом начале производства, после монтажа конвейеров, в цех приезжал наладчик, обучал работников тому, как пользоваться линией. Производство было автоматизировано, а вот качество алкоголя – вполне сопоставимо с тем, который разливали с помощью шланга гастарбайтеры в вышеописанной истории. Правда, у этнических бутлегеров ассортимент был шире – они производили «элитный алкоголь». Производители божились, что сами пили эти напитки, да и производство организовали лишь для нужд собственных семей. Но им, конечно, не поверили: на складе в несколько этажей стояли ящики как с готовым спиртным, так и с пустыми бутылками; всего из подпольного цеха сотрудники полиции изъяли более 24 тысяч литров алкоголя на общую сумму более 8 млн рублей.

Приговор организованной преступной группе, сформированной по этническому принципу, Иркутский районный суд вынес 21 ноября. Организатор получил два с половиной года лишения свободы. Трое его ближайших помощников – от 2,2 до 2,4 года.

Медицинский спирт и ничего лишнего

Застраховать себя от покупки поддельного спиртного, к сожалению, крайне сложно – этикетка паленой бутылки выполнена идеально, как и акцизная марка, цена – тоже не показатель, на подделку можно нарваться в любом магазине. Так что возникает закономерный вопрос: что представляет из себя напиток, разлитый в подпольном цехе, и насколько он опасен для здоровья? Судя по перечню изъятых вещественных доказательств, в производстве иркутские бутлегеры используют медицинский спирт.

– Наши специалисты проводили химическую экспертизу, вредных веществ в этом алкоголе не обнаружено, – говорит Ирина Вахрамеева, – стоит отметить, что данные напитки не отвечают определенным техническим параметрам, например, крепость поддельной водки составляет от 32 до 38 градусов, тогда как по стандарту – 40.

Как же вычислить, что покупаем, подделку или оригинал? Один из признаков, по которым можно визуально вычислить поддельный алкоголь – это одинаковые номера на голограммах акцизной марки одной партии. У каждой бутылки должен быть свой уникальный номер, на подделках он повторяется.

Читайте новости «МК Байкал» в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах