— У жителей Ангарска, у льготников большое недовольство политикой правительства Иркутской области в отношении них. Особенно возмущаются инвалиды, пенсионеры — те, кто лишился льгот, — подчеркнул один из организаторов митинга в Ангарске Евгений Стариков. — Непонятно, почему ограничение именно в 30 поездок и почему решение о нем было принято 19 сентября, на следующий день после выборов депутатов Госдумы. Если правительство хочет навести порядок и приструнить перевозчиков, то почему страдают не перевозчики, а именно льготники? Перевозчики же только получили от правительства большой бонус — они увеличат себе выручку за счет льготников, которые после 30-й поездки теперь должны будут платить в Ангарске за проезд 20 рублей. Перевозчики остались в выигрыше, а ущемлены старики и инвалиды.
Народный протест
Народным волнениям предшествовали официальные обращения к губернатору Сергею Левченко от властей Иркутска, Ангарска и Братска. Главы городов и местные депутаты предложили увеличить число льготных поездок, компенсируемых из областного бюджета, с 30 до 50 по городу и с 20 до 30 — на пригородных маршрутах или вообще отменить введенные с 1 октября ограничения. К призывам мэров, движимых жалобами горожан, региональные власти прислушиваться не стали. Тогда с требованиями выступили сами ветераны, ограниченные в льготе.
Во вторник, 4 октября, в Иркутске инициативная группа пенсионеров и ветеранов труда передала в правительство Приангарья требование об отмене ограничения числа поездок льготников в общественном транспорте в адрес Сергея Левченко. Как сообщил член инициативной группы, ветеран труда Михаил Плескач, всего под обращением собрано 3,5 тыс. подписей пенсионеров.
— Иркутск – город большой, многим никак не проехать без пересадки, то есть в день получается не две, а четыре поездки. Мне лично, чтобы до поликлиники или больницы добраться, необходимо четыре талона, — отметил Михаил Плескач. — А кроме этого мне как-то надо на рынок попадать, к внукам ездить. Так что 30 талонов крайне мало, поэтому либо нужно вообще эти талоны отменить, либо увеличить лимиты до разумных пределов.
Наконец, в субботу, 8 сентября, в Ангарске прошел первый митинг против ограничения на проезд льготников. На нем около 300 человек выдвинули к Сергею Левченко дополнительные требования — отправить в отставку министра социального развития, опеки и попечительства Приангарья Владимира Родионова и его заместителей Алексея Макарова и Светлану Иевлеву, как значится в резолюции, «за создание и поддержку многолетнего кризиса в сфере льготных перевозок, за многократную публичную ложь, за неотстаивание прав социально незащищенных категорий граждан».
— Также присутствовавшие на митинге потребовали навести порядок в системе компенсации перевозчикам платы за проезд льготников. Взять под свой полный контроль изготовление и распространение билетов, программирование электронных карт и терминалов. Не допустить перевозчиков и аффилированных с ними лиц к учету количества поездок. А также решить проблему с проездом лиц, сопровождающих инвалидов, — рассказал Евгений Стариков. — В случае невыполнения наших условий мы будем проводить митинг в Иркутске с более жесткими лозунгами и требованиями.
Эксперимент за чужой счет
Накануне митинга в Ангарске правительство Иркутской области решило объясниться с возмущенной общественностью. Сначала в комментарии замглавы Минсоцразвития региона Светланы Иевлевой, распространенном пресс-службой, ограничение на 30 поездок было фактически названо экспериментом. Чиновница не исключила в будущем увеличение числа поездок льготников в общественном транспорте, компенсируемых из бюджета. По ее словам, именно внедренная система отрывных талонов для бумажных билетов позволит проанализировать, сколько поездок в среднем совершается гражданами льготных категорий в разных муниципалитетах.
— Будут различные цифры, которые дадут возможность выяснить, останется такое количество поездок или будут внесены уточнения, — отметила Светлана Иевлева. — Может, будет введено перераспределение по территориям, а может быть, анализ по октябрю и ноябрю подтвердит те цифры, которые принимаются к возмещению на протяжении многих лет по рекомендации Минтранса России.
На состоявшейся в тот же день пресс-конференции председатель правительства Иркутской области Александр Битаров также подтвердил, что областные власти затеяли эксперимент и к окончательному решению еще не пришли. Он даже выразил надежду, что однажды из областного бюджета начнут возмещать все поездки льготников без исключения, но сроки, когда это будет сделано, не обозначил. А пока правительство, как выяснилось, оплачивать издержки своего эксперимента не намерено. Поэтому Александр Битаров предложил мэрам Иркутска, Ангарска и Братска, а также депутатам муниципальных дум принять решение о компенсации проезда льготников в общественном транспорте свыше 30 поездок из местных бюджетов.
— Если мэры и думы этих городов так переживают за льготников, я бы попросил их принять решение на собственном уровне и все, что свыше 30 поездок, платить из своих бюджетов. Они имеют на это полное право, — заявил премьер областного правительства. — Тогда, я уверен, мэры возьмут под контроль перевозчиков, которые, на мой взгляд, очень серьезно злоупотребляют этой льготой, при этом спекулируют на чувствах людей и подогревают Советы ветеранов, пенсионеров, чтобы те обращались с жалобами.
Александр Битаров особо подчеркнул, что уровень госдолга в указанных городах позволяет местным властям взять на себя дополнительные социальные обязательства. Так, по данным премьера, госдолг регионального бюджета составляет 29% от доходной части, госдолг казны Иркутска — менее 20%, Ангарска — 11%. «Так почему мы не возьмем и не поделим в определенной степени эту меру социальной поддержки?» — задал риторический, как ему, вероятно, кажется, вопрос Александр Битаров.
Однако на деле муниципалитетам для этого придется урезать другие статьи бюджета, касающиеся социальной сферы. К примеру, в Братске, как отметили в пресс-службе администрации города, бюджет является социально ориентированным, и около 80% тратится на исполнение социальных обязательств. «Можем ли мы, депутаты и мэр города, принять решение о компенсации затрат свыше 30 поездок? Конечно можем. Только надо решить, у кого забрать. Можно с дорог, можно с благоустройства или еще с какой-то расходной статьи бюджета города», — подчеркнул депутат думы Братска Эдуард Демин.
По мнению братского парламентария, правительство региона приняло непродуманное и унизительное решение, к которому сейчас пытаются за уши притянуть экономическую целесообразность. «Думаю, что если вопрос стоит о махинациях автотранспортных предприятий с «мертвыми душами», нужно проверять и передавать материалы в правоохранительные органы на предмет мошенничества, а не экономить на самых незащищенных — тех, кто построил, по сути, сегодняшнюю экономику», — уверен Эдуард Демин.
Впрочем, Александр Битаров на всякий случай назвал и альтернативный источник финансирования. По его мнению, снять социальную напряженность, созданную областными властями, могут за свой счет другие участники этого процесса — транспортные компании. Им было предложено как социально ответственному бизнесу возить льготные категории граждан бесплатно после исчерпания льготниками 30 поездок за месяц. Как пояснил Александр Битаров, это небольшие затраты, поскольку общественный транспорт в любом случае должен ездить по маршруту с определенной периодичностью.
Беспрецедентные ограничения
Наконец, председатель правительства Иркутской области впервые с момента введения ограничений на проезд льготников решил публично оглянуться на опыт соседних регионов. «Наш субъект не оригинален, чтобы вы понимали. Подобные механизмы принимаются и у наших соседей, — заявил Александр Битаров. — В частности, в Новосибирской области введено ограничение льготных поездок. Там также за основу взяты 30 поездок. Насколько я помню, в Омской области это введено. Здесь мы не пионеры».
Однако Александр Битаров либо лукавил, либо плохо изучил этот вопрос. На самом деле у наших соседей система льгот на проезд в общественном транспорте совершенно иная, и, главное, она значительно меньше ущемляет права инвалидов и ветеранов. Так, по данным пресс-службы министерства социальной защиты населения Республики Бурятия, там эта льгота давно монетизирована, то есть выдается старикам в составе единой денежной выплаты наличными, которые они могут тратить по своему усмотрению. В Красноярском крае, по данным краевого министерства социальной политики, льготникам выдается социальный билет не на 30, а на 36 поездок в месяц. При этом у них есть возможность докупить к нему до 24 поездок по специальным сниженным ценам. В Новосибирской области, по словам и. о. начальника управления организации пассажирских перевозок министерства транспорта и дорожного хозяйства этого региона Андрея Бенимецкого, льготникам предлагают на выбор месячную безлимитную социальную карту или 30 поездок, которые можно использовать в течение неограниченного срока.
Таким образом, если оглядываться на соседние регионы, становится ясно, что льготники в Приангарье вполне могут рассчитывать на большее, чем им предложили областные власти в рамках своего эксперимента. Поэтому, по данным пресс-службы мэрии Братска, льготники в этом городе сейчас вслед за иркутянами собирают подписи под обращением к губернатору с требованием отменить принятое решение. А в Иркутске на день отправки этого номера в печать, 11 октября, запланирован пикет в центре города, на площади возле «Востсибугля».
Впрочем, областные власти в искренность уличных акций не верят. Александр Битаров выразил сомнение в поддержке большим количеством ветеранов труда и инвалидов пикетов и митингов против ограничения на проезд льготников. Он даже заявил, что, по его информации, на митинг в Ангарске людей планировали специально подвозить. Поверить в то, что сотни пожилых людей вышли на городскую площадь по собственной воле и их туда не сгоняли, как баранов, областному правительству, вероятно, сложно. Но есть факт, с которым не поспоришь, — реализация постановления правительства региона ведет к ухудшению положения граждан, имеющих право на льготный проезд. Следовательно, это постановление, по мнению уполномоченного по правам человека в Иркутской области Валерия Лукина, принято без достаточных правовых оснований.
— Документ отменил ранее существующий порядок предоставления бесплатного проезда отдельным категориям граждан и установил новый, который существенно сужает возможное количество бесплатных поездок, тем самым изменяя ранее существующую льготу о бесплатном проезде на общественном транспорте для отдельных категорий граждан, — констатировал омбудсмен. — Предоставление перевозчиками недостоверных данных о проданных единых социальных проездных билетах не может рассматриваться в качестве уважительной причины для принятия такого постановления. В качестве такой причины не может рассматриваться и злоупотребление своим правом отдельных граждан, которые совершают в месяц по 150-200 поездок и более.
Для отмены незаконного постановления Валерий Лукин направил обращение прокурору региона Игорю Мельникову.