— Я, как и многие пожилые люди, считаю, что это антисоциальное решение. Правительство ставит нас в рамки, толкает в ужасные условия, — подчеркнула член инициативной группы ветеранов Надежда Костромина. — Пенсия у нас мизерная. Если платить еще и за поездки, то на что же жить? Мы отдали здоровье своей стране, а на старости лет нас так унизили. И на ком экономит областное правительство? На нас, ветеранах труда, на пенсионерах. Мы не просим, а требуем вернуть безлимитный проезд. Мы его заслужили тем, что работали на благо Родины. А нас втоптали в грязь, даже не в грязь — в клоаку. Пусть возвращают безлимитный проезд, или мы все выйдем на митинги, демонстрации.
С минувшей субботы, 1 октября, в Иркутской области вступило в силу постановление правительства региона № 589-ПП, в соответствии с которым транспортным компаниям будут компенсироваться затраты на перевозку льготных категорий граждан из расчета не более 30 поездок в месяц. Транспортные компании, перевозящие льготников в пригородном сообщении, будут получать деньги из бюджета не более чем за 20 поездок в месяц. Контроль поездок льготников будет производиться по данным электронной системы либо по числу выданных именных талонов, которые продаются вместе с социальными проездными билетами.
В авральном режиме
Как выяснилось, эти ограничения и, главное, новая система их контроля стали неожиданностью не только для самих льготников, но и для местных властей, которые должны претворить реформу областного правительства в жизнь. По словам начальника управления транспорта комитета городского обустройства администрации Иркутска Евгения Владимирского, правительство региона поставило мэрию города в непростое положение, предупредив о нововведении за две недели.
В конце сентября, когда началась выдача новых проездных билетов с именными отрывными талонами, в Иркутске по поручению мэра города Дмитрия Бердникова были созданы дополнительные пункты выдачи проездных. Эти пункты работают в зданиях четырех административных округов областного центра в будние и выходные дни. А в привычных для льготников киосках для сокращения очередей теперь работают по два киоскера.
Муниципальные автотранспортные предприятия Братска также вынуждены были перейти на авральный режим выдачи льготных проездных билетов 30 сентября, 1 и 2 октября, поскольку поступление талонов в Братск ожидалось не раньше 29 сентября, а в Братске около 15 тыс. человек имеют право на льготный проезд. Для снятия социальной напряженности силами муниципальных транспортных предприятий была организована работа 40 пунктов продажи проездных документов.
Но проблема с реализацией нового постановления правительства оказалась еще и в том, что многие льготники, то есть пожилые люди, уже купили льготные проездные на октябрь заранее, потому что были уверены, что смогут ими воспользоваться. Однако в соответствии с постановлением правительства Приангарья без отрывных талонов купленный билет превратился в бессмысленную бумажку, которую в автобусе к оплате не примут.
Для решения этой проблемы в Братске администрация города совместно с автопредприятиями предоставили льготникам право 1 и 2 октября ездить по единым социальным проездным билетам, которые они получили в сентябре. Власти и муниципальные перевозчики Иркутска пошли дальше и решили до конца октября принимать к оплате в автобусах льготные проездные билеты старого образца.
Пенсионеры плачут
Однако полностью снять напряженность от реформы областного правительства муниципальным властям, разумеется, не удалось. В пунктах продажи проездных билетов выстроились очереди из десятков человек. По словам председателя думы Иркутска Ирины Ежовой, пожилые люди возмущены таким решением региональных властей. В думе города практически не смолкает телефон, иркутяне спрашивают: «На каком основании вводятся лимиты?».
В связи с многочисленными жалобами ветеранов и пенсионеров мэр Иркутска Дмитрий Бердников и депутаты городской думы направили губернатору Иркутской области Сергею Левченко обращение, в котором предложили увеличить число льготных поездок, компенсируемых из областного бюджета, до 50 по городу и до 30 — на пригородных маршрутах. «Горожане говорят, что 30 поездок по городу недостаточно, учитывая большую территорию Иркутска. Ведь нередко, чтобы добраться из одного района в другой, человеку надо проехать не только на автобусе, но и трамвае и троллейбусе», — подчеркнул Дмитрий Бердников.
Предложение поддержали депутаты думы Ангарского городского округа, которые на очередном заседании окружного парламента подписали аналогичное официальное обращение к Сергею Левченко. Власти Братска предложили более кардинальное решение, они настаивают на том, что нужно полностью отказаться от ограничения поездок льготников в общественном транспорте. То есть вернуться к тому, как это было раньше, когда ограничения были не более чем формальностью, поскольку жестко не контролировались.
Неубедительный ответ
В правительстве Приангарья обращения жителей через избранных ими депутатов восприняли, видимо, как начало информационной войны. Потому что в ответ стали не обсуждать целесообразность увеличения льгот и необходимое количество поездок, а обвинили иркутских перевозчиков в предоставлении недостоверных данных о проданных билетах. Правда, при этом региональное Минсоцразвития заявило всего о пяти таких фактах, а обнародовало из них и вовсе только два.
— В реестре с июня по август стоит подпись о приобретении ЕСПБ пенсионеркой 1934 года рождения, инвалидом II группы. Из-за заболевания ног она с трудом передвигается по квартире, на улицу не выходит, соответственно льготным проездом в городском транспорте не пользуется. Единый социальный проездной билет она не приобретала, — отметили в пресс-службе правительства. — Другая пенсионерка 1933 года рождения в конце июня 2016 года приобрела ЕСПБ на июль, но воспользоваться не смогла, потому что в этом же месяце получила травму ноги. В реестре перевозчиков значится, что она пользовалась общественным транспортом не только в июле, когда из-за травмы не смогла воспользоваться купленным билетом, но и в августе, когда даже не планировала приобретать проездной.
На вопрос корреспондента «МК Байкал» о том, сколько составила сумма ущерба от этих вопиющих случаев фиктивных продаж билетов, в пресс-службе правительства Иркутской области ответили, что эта сумма пока не определена. При этом особо подчеркивалось, что эти факты были выявлены всего за один день проверок жизненных условий льготников-ветеранов и инвалидов войны, вдов погибших и умерших ветеранов. Но информации о новых нарушениях, выявленных в последующие дни проверки, больше не появлялось.
Кроме того, руководители муниципальных предприятий «Иркутскавтотранс» и «Иркутскгорэлектротранс» областного центра напомнили сотрудникам Минсоцразвития о том, что они сами же перед предоставлением компенсаций одобряют реестры продажи проездных билетов. «Прежде чем компенсировать муниципальному перевозчику деньги за льготный проезд, министерство социального развития проверяет предоставленные предприятиями реестры, — пояснил руководитель «Иркутскгорэлектротранса» Андрей Маковецкий. — В случае обнаружения в реестре «недобросовестных льготников» или записи с ошибкой по вине киоскера соцзащита этот билет не компенсирует».
Судя по всему, пенсионеров и ветеранов, фактически лишенных с 1 октября неограниченных поездок в общественном транспорте по льготному проездному билету, рассказы о проданных льготных билетах тоже не удивили. Так, в Иркутске инициативная группа начала собирать подписи под требованием к Сергею Левченко отменить введенные ограничения. На момент сдачи этого номера в печать уже было собрано более 3 тыс. подписей. По словам члена инициативной группы Надежды Костроминой, подписные листы будут в ближайшее время направлены не только Сергею Левченко, но и федеральным властям.