МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Иркутск

Этиленовый шлюз открыт

Однако шампанское в Саянске никто не наливает

11 июля АО «Саянскхимпласт» намерено начать отгрузку потребителям смолы ПВХ после длительного вынужденного простоя, случившегося в результате выхода из строя турбокомпрессорной турбины на предприятии-смежнике – Ангарском заводе полимеров. Однако играть туш и пить шампанское по этому поводу рано, поскольку подача основного для производства смолы ПВХ сырья, этилена, возобновилась на недоговорной основе, из чего следует, что поставщик и потребитель так и не достигли компромисса по ценовому вопросу. Между тем сам факт запуска двух производств, одно из которых является градообразующим, ставит в весьма уязвимое положение владельцев «Саянскхимпласта», которые пытались использовать форс-мажорную ситуацию с выходом из строя оборудования в Ангарске для давления на смежников в переговорах по цене на этилен. Приведенная в движение турбина и открытый этиленовый шлюз все инсинуации о голодных жителях Саянска сводят к нулю, а значит, и лишают возможности производителей смолы ПВХ переформатировать конфликт двух хозяйствующих субъектов в социально-политический скандал общероссийского масштаба. Написанные многочисленные письма и обращения к президенту страны и премьер-министру по этому поводу закончились, собственно говоря, тем, чем и должны были закончиться.

Фото: baikal24.ru

Теперь урегулированием ценового вопроса займется Арбитражный суд Иркутской области, в который с иском обратилось ПАО «НК «Роснефть». Перевести отношения со смежником в судебную плоскость руководство нефтяной компании вынудили два обстоятельства. Первое – отказ руководства «Саянскхимпласта» принять формулу цены, предложенную ФАС. Второе – защититься от неплатежей за поставляемый этилен, так как при отсутствии договорных отношений и при нынешней высокой степени неудовлетворения сторон друг другом расчеты за поставленный этилен, судя по всему, можно будет произвести только через суд.

Губы надули

А то, что стороны крайне не удовлетворены друг другом, стало понятно сразу же после того, как установка по производству этилена возобновила работу. Судя по всему, на «Саянскхимпласте» не очень этому обрадовались, несмотря на то, что на протяжении четырех месяцев вынужденного простоя здесь всему миру надрывно вещали о нанесенном ущербе бюджетам всех уровней, от федерального до семейного. И как-то так вышло, что жизненно важный этилен завис в трубах, а турбина, которую чинили всем миром, забуксовала на сниженных мощностях. «Роснефть» немедленно заявила об отказе «Саянскхимпласта» принимать этилен с предприятия-смежника. В ответ на «Саянскхимпласте» надули губы и придрались к формальному поводу, якобы «Роснефть» нарушила производственный и бюрократический порядок, уведомила о возобновлении поставок сырья всего за несколько часов до запуска, и не официальным письмом, а всего-навсего электронным. Обида оказалась настолько велика, что руководство предприятия зачем-то обратилось к председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву с просьбой оказать содействие в проведении конструктивных переговоров с ОАО «Нефтяная компания «Роснефть» для обеспечения возобновления стабильной подачи этилена с АО «Ангарский завод полимеров». Чем в данном случае мог помочь премьер-министр, если этилен и без того уже есть, непонятно, точно так же, как и непонятно заявление руководства, из которого следует, что у «Саянскхимпласта» было достаточно времени для того, чтобы подготовиться к приему сырья. Тем более что предварительная дата его подачи многократно обсуждалась во всех властных кабинетах.

«29 июня 2016 года в 17 часов по местному времени на имя генерального директора Николая Мельника было получено электронное письмо с АО «Ангарский завод полимеров» следующего содержания: «В соответствии с графиком пуска производств АО «Ангарский завод полимеров» предполагается подача этилена на заполнение и продувку этиленопровода от границ АО «АЗП» до ГКС (головная компрессорная станция АО «Саянскхимпласт», прим.) 30.06.2016 и выдача товарного этилена 01-02.07.2016».

Из приведенной выше цитаты официального заявления руководства «Саянскхимпласта» следует, что страхи Николая Мельника о том, что «непотребная» и незаблаговременная форма информирования со стороны смежника могла стать причиной срыва производственного процесса на предприятии, несостоятельны. Все это игры в бюрократию и политику. Вопрос – зачем? Ответ на него стоит искать в заявлении «Роснефти».

«До настоящего времени с «Саянскхимпластом» не достигнуто соглашение по условиям поставок и параметрам формулы цены на этилен, — сообщила пресс-служба нефтяной корпорации. — Представители «Саянскхимпласта» сделали заявление о неприемлемости ранее согласованного сторонами на переговорах в ФАС России подхода к ценообразованию на этилен, что фактически возвращает стороны к началу переговоров».

Вот где собака зарыта!

Ну вот, теперь все встало на свои места. Установка ЭП-300 в Ангарске запущена, этилен в трубе, градообразующее предприятие не в простое. И что самое досадное, счет на предоплату за отгруженный этилен у Николая Мельника на столе, а соглашение о социально-экономическом сотрудничестве между правительством Иркутской области и «Роснефтью», важным пунктом которого по ожиданию владельцев «Саянскхимпласта» должна была стать фиксированная низкая цена на этилен, не подписано. В такой ситуации этот этилен - совсем не то пальто. Отсюда и надутые губы руководства, и, мягко говоря, не совсем адекватные заявления об обращении за помощью к премьер-министру Дмитрию Медведеву.

Иными словами, с запуском этих двух производств, которые согласно логике советского планового хозяйства в далеком прошлом родились сиамскими близнецами, у кипрских владельцев «Саянскхимпласта» благоприятная почва для переговоров по цене ушла из-под ног. Теперь уже в этом вопросе политического надрыва не останется ни на йоту, только чистая экономика. Вот и хорошо, следовательно, шансы приблизиться к истине повышаются в разы.

Очередное заседание Арбитражного суда Иркутской области назначено на 4 августа 2016 года, и многие наблюдатели поначалу выражали недоумение, каким образом суд сможет помочь сторонам в этом споре, если усилия ФАС не увенчались успехом. Теперь становится очевидным, что в отличие от антимонопольного ведомства, где урегулирование спора по цене происходило за плотно закрытыми дверями, Арбитражный суд Иркутской области – это практически стеклянная витрина, так как подготовленный человек без труда из документов на его сайте может получить подробные экономические расчеты, которыми оперируют стороны для обоснования своей позиции.

Так, например, из уже состоявшихся заседаний вырисовалась весьма любопытная картина. Представитель «Саянскхимпласта», который дал на суде пояснения по существу заявленных требований, полагает, что «по представленной формуле Федеральной антимонопольной службы рентабельность должна составлять от 22 до 25 процентов». Однако, как отмечается в документах, экономических обоснований заявленной рентабельности представителем «Саянскхимпласта» в материалах дела не представлено. В свою очередь, представитель «Роснефти» представил на обозрение суда и сторон соотношения мировых цен стоимости этилена к стоимости ПВХ.

Вот где собака зарыта! До настоящего времени, а именно до этого разъяснения Арбитражного суда Иркутской области, рентабельность производства смолы ПВХ на заводе в Саянске, на которой настаивают его кипрские владельцы, была тайной за семью печатями. Теперь все узнали эту цифру и, соответственно, аппетиты «киприотов». Источник на Ангарском заводе полимеров рассказал «МК Байкал», что на последнем заседании суда, которое состоялось 22 июня 2016 года, представители «Саянскхимпласта» акцентировали внимание на низкой рентабельности предприятия в случае принятия предложенной ФАС формулы цены. По мнению контрагента, пояснил источник, рентабельность должна составлять не менее 24%, что существенно превышает аналогичные показатели предприятий по производству смолы ПВХ в России и в мире. Так, при производстве ПВХ в Европе рентабельность составляет 5-10%, а в Китае – до 5%, в России она вряд ли превышает 15%.

Вот это действительно аппетиты! Рентабельность в 24% - низкая! Карл Маркс со своей теорией прибавочной стоимости в период первоначального накопления капитала нервно курит в сторонке. И это притом что, надо полагать, во все предшествующие годы, когда Ангарский завод полимеров вынужден был поставлять этилен в Саянск за бесценок, работая на нулевой и отрицательной рентабельности, она была еще выше. Страшно даже представить, какой она была.

Аргументы для кипрских аппетитов

Но может быть, у кипрских владельцев завода в Саянске найдутся аргументы для обоснования такой запредельной рентабельности? Может быть, им больше средств нужно, чем их оппонентам-партнерам по переговорам? Как стало известно «МК Байкал», по мнению владельцев «Саянскхимпласта», формула ценообразования должна включать в себя ряд параметров, не учтенных якобы при переговорах, происходивших при посредничестве антимонопольного ведомства. В частности, «Саянскхимпласт» настаивает на завышении реальных показателей зарплаты, выплачиваемой сотрудникам предприятия, и предлагает учитывать в итоговой формуле затраты на модернизацию оборудования, в результате которой завод сможет принимать существенно большие объемы этилена, чем сейчас ему поставляет Ангарский завод полимеров. При этом планируемое увеличение мощностей с Ангарском не согласовано. Выходит, что в Саянске обосновывают высокую рентабельность, судя по всему, нереальной завышенной зарплатой рабочих и инвестиционной составляющей, предусмотренной на увеличение мощностей.

Первый аргумент даже обсуждать безнравственно, с ним все ясно. Об этом Карл Маркс еще писал. Что касается инвестиционной составляющей, то, во-первых, модернизацию производства, как показывает мировая практика, можно успешно проводить и при рентабельности в 5-10%. Или аналогичные заводы в Европе и Китае не модернизируются, гниют и разваливаются? Во-вторых, если в Саянске даже и планируют расширение мощностей, то почему собираются делать это за счет смежника? В-третьих, насколько известно, на «Саянскхимпласте» и до этого проводили частичную модернизацию, когда вопрос о цене по политическим мотивам не ставился, и рентабельность была очумелой. Следовательно, большой запас прочности должен быть, куда он делся?

Короче, владельцев «Саянскхимпласта» ждут тяжелые времена, ибо теперь сайт Арбитражного суда Иркутской области, как захватывающий экономический детектив, могут читать жители Саянска, мэр которого почему-то все время клянчит деньги из областного бюджета, вместо того чтобы обратиться на Кипр. Его также могут читать работники «Саянскхимпласта», которые с удивлением обнаружат размеры зарплаты, которой в природе нет. Его также могут читать чиновники всех уровней, чтобы понять подлинные причины социальной и инфраструктурной разрухи в Саянске. Его, наконец, могут читать студенты в качестве живого пособия для понимания того, как устроена современная экономическая реальность. Что ж, будем читать и мы, продолжение следует.

Читайте новости «МК Байкал» в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах