- Идею передачи иркутского аэропорта в областную собственность мы вынашивали два года и сейчас, получив одобрение президента, не теряя времени, должны приступить к решению застарелых транспортных проблем региона, – говорит Сергей Ерощенко. – Иркутский аэропорт – это логистический центр города, области и Восточной Сибири, но его нынешнее состояние не отвечает этому статусу. Байкальский тракт – это не менее социально и экономически значимый объект. И все, что долгие годы декларировалось о необходимости развития транспортного узла Иркутска, нужно было делать еще вчера. Мы говорим о создании туристско-рекреационной зоны, но надо понимать, что она не будет полноценной без современного аэропорта и нормальной дороги на Байкал.
Догнать упущенное время
Передачу 100% акций ОАО «Международный аэропорт Иркутск» из федеральной в областную собственность губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко назвал стратегическим решением, которое позволит Приангарью не остаться на периферии современного логистического пространства. Глобальная модернизация иркутского авиаузла должна стать мощным импульсом к развитию региона, сделать иркутский аэропорт частью мировой транспортной инфраструктуры и конкурентоспособным участником международного рынка перевозок с развитой маршрутной сетью, способного предложить пассажирам доступные цены на перелеты.
Планы амбициозные, но как бы громко ни звучали заявления областных властей о том, что иркутский аэропорт должен стать одним из лучших в мире, не согласиться с этим желанием невозможно. Ведь пока другие страны реализуют или готовятся реализовать планы куда более претенциозные, вроде строительства транснациональной высокоскоростной железной дороги из Пекина в Москву, Приангарье без модернизации и наращивания мощностей главного аэропорта региона может завалиться на самое дно инфраструктурной ямы и уже никогда оттуда не выбраться, потому что нишу очень быстро займут более расторопные игроки. Поэтому, как отмечает Сергей Ерощенко, счет идет не на дни, а на часы. От своих подчиненных губернатор потребовал, чтобы вся документация, касающаяся модернизации иркутского аэропорта, была подготовлена в кратчайшие сроки.
По словам губернатора, в самое ближайшее время областное правительство объявит конкурс на разработку проекта реконструкции аэропорта. На получение права разработки проекта намерены претендовать в том числе южнокорейские специалисты. По мнению главы региона, их шансы на победу довольно высоки. В настоящее время есть несколько концепций дальнейшего развития иркутского аэропорта, и у корейцев, по мнению Сергея Ерощенко, одна из наиболее перспективных.
По словам главы региона, также несколько инвесторов уже выразили интерес к иркутскому аэропорту, как площадке для реализации своих проектов в рамках модернизации авиаузла. В частности, у госкорпорации «Ростехнологии» есть планы по строительству центра техобслуживания воздушных судов, у компании «Роснефть» — топливного терминала, а Внешэкономбанк намерен выступить финансовым консультантом.
Ключевыми моментами реконструкции должны стать строительство нового терминала международных линий и разворот взлетно-посадочной полосы в сторону Байкала на 33 градуса по отношению к существующей полосе, чтобы, во-первых, отвести самолеты от города и снизить шумовое воздействие на Иркутск, во-вторых, создать условия для принятия аэропортом новых видов воздушных судов. Фактически будет построена новая полоса.
Вообще проект разворота полосы существует давно, он даже прошел необходимые согласования. Сейчас он требует актуализации. В частности, необходимо согласование с Министерством культуры в части переноса захоронения жертв политических репрессий, которое находится в Пивоварихе. В 2002 году состоялись публичные слушания по проекту разворота полосы, он также был утвержден постановлением губернатора и руководителем Росавиации. Реализация проекта тогда не началась из-за отсутствия финансирования.
Что же касается нового терминала международных линий, то необходимость в нем также очевидна, как в развороте полосы. Существующее здание было построено еще в 1938 году и уже устарело во всех смыслах.
Также в иркутском аэропорту в реконструкции нуждаются рулежные дорожки, места стоянок самолетов, объекты энергоснабжения, привокзальная площадь, периметровое ограждение, требуется строительство нового здания и для цеха бортового питания. Провести модернизацию власти планируют на условиях частно-государственного партнерства. Задача, которая стоит перед новым хозяином иркутского аэропорта, – увеличить к 2020 году пассажиропоток с нынешних 1,7 млн человек в год до 3 млн в год, повысить качество обслуживания пассажиров и воздушных судов.
Реконструкция через полвека
Как модернизация иркутского аэропорта перешла из стадии разговоров в стадию практической реализации, так и реконструкция Байкальского тракта вошла в активную фазу. Уже к 30 октября этого года генеральный подрядчик - Дорожная служба Иркутской области - должен сдать в эксплуатацию первый реконструированный участок - с 8 по 12 км. Задача перед строителями стоит глобальная, чтобы сделать Байкальский тракт отвечающим запросам современности, его предстоит изменить до неузнаваемости.
- Очень жаль, что мы так долго шли к этому проекту. Если мне не изменяет память, то про реконструкцию Байкальского тракта начали говорить еще в 80-х годах прошлого столетия, — отметил губернатор Сергей Ерощенко, посетив в пятницу, 23 января, объект. — Я очень доволен тем, что мы наконец приступили к работе. Уже в октябре этого года мы представим жителям новый участок Байкальского тракта.
Дорога Иркутск – Листвянка, или Байкальский тракт, обеспечивает один из выходов к Байкалу, а значит, имеет высокую социально-экономическую значимость, как транспортная артерия, обслуживающая стабильно растущие туристические потоки. Это самая короткая дорога из Иркутска на Байкал.
Байкальский тракт протяженность 65 км был проложен в 1961 году, причем дорогу строили ударными темпами, поскольку ждали визита на Байкал американского президента Эйзенхауэра. Но тот не приехал из-за внезапно вспыхнувшего политического скандала между Америкой и СССР.
Дорога не просто осталась, а превратилась в одно из популярных направлений отдыха на Байкале. Деревянные мосты со временем были заменены на железобетонные, частично были перестроены некоторые участки трассы, но полноценной реконструкции Байкальский тракт за весь период своего существования все же не видел. Сейчас эта дорога не соответствует по своим характеристикам интенсивности движения, которое в будние дни составляет порядка 10 тыс. автомобилей в сутки, а в выходные поток увеличивается в два раза. Кроме того, на Байкальском тракте есть аварийные участки, где происходит по 150-180 ДТП в год.
Государственный контракт на реконструкцию дороги был заключен с Дорожной службой Иркутской области 30 декабря 2014 года после долгих разбирательств в антимонопольной службе, которые учинили противники проекта - даже не конкуренты, проигравшие торги, а именно противники, ведь одна из жалоб в УФАС была от компании, вообще не участвовавшей в конкурсе. В областном правительстве действия заявителя расценили как попытку сорвать реализацию проекта.
- Мы рассчитываем, что контракт до конца года все-таки будет заключен, - комментировал ситуацию с проектом 19 декабря 2014 года губернатор региона Сергей Ерощенко. - Для нас это жизненно важно, потому что нам выделены федеральные деньги, и мы можем не получить их в следующем году. Торги выиграла Дорожная служба, и это радует, потому что это предприятие с хорошей базой — с техникой, с заводами, с людьми, которые получают зарплату. Поэтому, если будет подписан контракт с этой организацией, я знаю, что она его выполнит.
- Проект реконструкции Байкальского тракта выполнял институт Иркутскгипродорнии. Он предусматривает начало реконструкции с 8 км, это недалеко от примыкания объездной дороги в аэропорт к основному Байкальскому тракту, — сообщил первый заместитель председателя правительства Приангарья Николай Слободчиков. — Но на старте работ мы еще будем изучать возможность дополнительно реконструировать проезд от кольца плотины ГЭС до этого участка, поскольку там есть узкие звенья.
Сейчас на участке Байкальского тракта, который в этом году предстоит модернизировать, идут подготовительные работы — установлены щиты, информирующие о проведении реконструкции, подготовлены вагончики для вахтовиков, вырубается кустарник, подгоняется техника.
Как рассказал представитель заказчика, главный инженер Дирекции автодорог Иркутской области Дмитрий Милицын, подрядчику предстоит построить еще одну полосу движения, полностью заменить покрытие на существующей. После реконструкции движение будет четырехполосным. В общей сложности будет уложено почти 80 тыс. тонн асфальтобетона. Кроме того, проектом предусмотрено строительство двух автомобильных развязок — одна будет в районе Новоразводной, вторая — у поселка Молодежного. Также предстоит организовать освещение дороги в ночное время.
В реализации проекта кроме генерального подрядчика будет участвовать более 30 контрагентов в связи с большим количеством коммуникаций — электрических сетей, сетей связи и т.д. В разгар реконструкции одновременно будет задействовано до 100 единиц спецмашин и 150 рабочих.
- Учитывая сокращенный срок строительства, мы намерены контролировать процесс ежедневно, - заявил Николай Слободчиков.
Финансирование проекта составляет 1 млрд 529 млн рублей, из которых 920 млн — это средства федерального бюджета, остальное — областные деньги. Реконструкция данного участка Байкальского тракта увеличит пропускную способность дороги — по ней смогут перемещаться до 30 тыс. автомобилей в сутки.
Строительство будет вестись круглосуточно. На время проведения основных работ движение по участку перекрываться не будет, но строители рекомендуют водителям во избежание заторов пользоваться объездом через Пивовариху.
Реконструкция Байкальского тракта на участке с 8 по 12 км — это первый этап модернизации трассы. В настоящее время готовятся проекты на реконструкцию остальных участков вплоть до Листвянки, однако когда они будут реализованы, пока сказать сложно, и финансирование для них еще не определено. Сейчас самое главное - осуществить стартовый проект.
Сергей Ерощенко подчеркивает, что модернизация иркутского аэропорта и реконструкция Байкальского тракты не должны рассматриваться как два разных проекта, ведь это составные части авиатранспортного узла региона, которые должны совершенствоваться не во вред, а на пользу друг другу.
- Эти проекты должны реализовываться в комплексе, гармонично дополняя друг друга, чтобы потом не получилось так, что в связи с модернизацией аэропорта придется переделывать развязки на реконструированном Байкальском тракте, - говорит губернатор.