МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Иркутск

Громкий побег

Заключенные иркутской колонии сбежали через подземный лаз

Из колонии строгого режима № 19 в поселке Маркова Иркутского района сбежали четверо заключенных, трое из которых были осуждены по одному делу – групповому убийству узбеков-гастарбайтеров в 2005 году. История побега напоминает сюжет голливудского блокбастера, ведь заключенным удалось сделать подкоп длиною более тридцати метров, на создание которого, по мнению экспертов, могло уйти до полутора лет. Удивляет также и биография одного из них, судя по всему лидера, бывшего десантника, который еще восемь лет назад в течение трех месяцев скрывался от правоохранительных органов в тайге. Овеянный романтизмом образ беглецов сыграл с обществом злую шутку: большое количество людей вмиг встало на их сторону, напрочь забыв, что они совершили зверское убийство двух невинных людей и покалечили несколько человек.

– Побег был совершен рано утром 18 мая из промышленной зоны колонии, где заключенные работали столярами, – рассказал старший помощник руководителя следственного управления СКР по Иркутской области Владимир Саловаров. – Установлено, что беглецы сделали подкоп длиной около 30 метров.

В Приангарье был введен оперативный план «Вулкан», в соответствии с которым к оперативно-поисковым мероприятиям привлекли военнослужащих внутренних войск МВД России, спецназ ГУФСИН и СОБР, 12 территориальных подразделений полиции области – от Шелеховского до Нижнеудинского районов. С воздуха таежную территорию обследует вертолетная техника эскадрильи внутренних войск МВД России. Однако до настоящего момента беглецы не найдены.

Оказалось, что один из сбежавших – 25-летний Константин Павловец был осужден за разбой, остальные – 38-летний Владимир Авдеев, 27-летний Юрий Прохоров и 28-летний Александр Рыбаков – были осуждены по громкому делу о групповом убийстве гастарбайтеров. Эта трагедия произошла в 2005 году в деревне Московщина Иркутского района и расколола общество на два лагеря – осуждающих свершивших самосуд и сочувствующих, провозгласивших убийц народными мстителями.

В 2005 году с небольшим временным интервалом в деревне Московщина были найдены повешенными два молодых человека. Посчитав, что они свели счеты с жизнью, полицейские не стали возбуждать дело. Однако через некоторое время из петли достали третьего парня, на этот раз несовершеннолетнего, которого удалось спасти. Придя в себя, юноша рассказал странную историю – будто бы бригада строителей-таджиков, проживающих рядом с деревней, опоила его чем-то дурманящим, а затем попыталась убить. При этом до этого момента отношения жителей Московщины с таджиками были вполне теплыми, многие, особенно молодежь, водили с ними дружбу и частенько наведывались к ним в гости.

После шокирующего рассказа выжившего подростка были возбуждены уголовные дела по статье «доведение до самоубийства» по факту смерти двух молодых людей и попытки убийства еще одного. Напряжение в деревне достигло предела, и работодатель таджиков-строителей благоразумно вывез их оттуда, заселив на их место бригаду узбеков.

Спустя пару дней в барак строителей ворвались несколько человек в масках и стали жестокого избивать гастарбайтеров штыковыми лопатами. В результате кровавой бойни были убиты два ни в чем не повинных человека, еще несколько получили серьезные травмы.

В ходе следствия было установлено, что нападение на строителей совершили шестеро жителей деревни Московщина, находившихся в состоянии алкогольного опьянения, неформальным лидером которых был бывший десантник Владимир Авдеев. Личность его особенно интересна тем, что полицейские три месяца не могли поймать его, скрывавшегося в тайге. Именно поэтому теперь полицейские полагают, что Владимир Авдеев и его товарищи по колонии могут скрываться в тайге достаточно долгое время.

На суде преступники объяснили свой поступок местью за близких, в смерти которых, по их мнению, были виноваты таджики. В итоге виновные в убийстве двух человек жители Московщины были приговорены к длительным срокам лишения свободы – от 8 до 25 лет.

Дела о доведении до самоубийства были закрыты. «Следствие не нашло никаких доказательств причастности гастарбайтеров из Таджикистана к смертям молодых людей, – рассказал начальник пресс-службы ГУ МВД по Иркутской области Герман Струглин. – А молодой человек, который изначально обвинил их в преступлении, начал серьезно путаться в показаниях».

Информация о побеге вызвала на российских Интернет-форумах бурное обсуждение. Парадоксально, но многие открыто поддерживают беглецов, искренне желая им удачи. При этом убийство ни в чем не повинных узбеков, едва ли понимавших что происходит и в чем их вина, совершенное пьяными жителями деревни, считается праведной местью. А главарь бандитов, благодаря истории с укрывательством от правоохранительных органов, и вовсе превратился в эдакого Рембо.

Несмотря на достаточно широкую поддержку среди определенных слоев общества, большинство все-таки понимает, чем может грозить встреча с опасными преступниками, что и дает надежду на их скорую поимку. Так, жители Шелеховского района сообщили в правоохранительные органы, что в поселке Моты был замечен мужчина, похожий на Владимира Авдеева, который искал лодку, чтобы переправиться через реку Иркут в поселок Шаманка. В настоящее время эта информация проверяется.

Однако главным на сегодняшний день остается вопрос, как четырем опасным преступникам удалось сбежать из колонии строго режима. По оценке Следственного комитета, на подготовку подкопа должно было уйти минимум несколько дней. Однако учитывая тот факт, что заключенные не могли работать открыто и в течение продолжительного времени, не имели всех нужных инструментов, а также должны были куда-то выносить вырытую землю, можно предположить, что осуществление подкопа заняло гораздо больше времени. По мнению эксперта в правоохранительных органах, на подкоп заключенные могли потратить до полутора лет. При этом сотрудниками колонии строгого режима подкоп замечен не был до самого момента побега.

Непонятно также, почему осужденные по одному уголовному делу, делу о групповом убийстве, отбывали наказание в одном месте. Как пояснил «МК Байкал» адвокат Вячеслав Иванец, законом решение о размещении осужденных по одному преступлению оставлено на усмотрение органов Федеральной службы исполнения наказаний, а в пресс-службе ГУФСИН по Иркутской области отметили, что обычно в таких случаях осужденных все же отправляют в разные исправительные учреждения.

Судя по всему, те же вопросы возникли и у следователей и руководства ГУФСИН. Начальника колонии строгого режима № 19 ГУФСИН России по Иркутской области Сергея Бородая отстранили от исполнения должностных обязанностей на время проведения служебной проверки, а в регион нагрянула проверка центрального аппарата ФСИН РФ.

А уже в понедельник, 20 мая, следственные органы СКР по Иркутской области возбудили уголовное дело в отношении Сергея Бородай и его заместителя по безопасности и оперативной работе Павла Николаева, по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ (халатность). Однако вряд ли увольнение руководителей колонии избавит жителей Приангарья от угрозы встречи с опасными преступниками.

Читайте новости «МК Байкал» в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах