МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Иркутск

Автомобильная война

Развернулась между дедами, чайниками и просто беспредельщиками

Чунский районный суд приговорил экс-чемпиона Европы по боксу Дмитрия Башкатова к шести годам лишения свободы условно за то, что спортсмен избил сотрудника полиции, находясь пьяным за рулем. На своей «Тойоте» он, пытаясь уйти от преследования, врезался в полицейскую «Ниву», после чего его автомобиль был блокирован. На требование предъявить документы боксер несколько раз ударил одного из охранников правопорядка. В ходе расследования было установлено, что ранее Башкатов неоднократно привлекался к административной ответственности за нарушения правил дорожного движения. Для Иркутской области такой случай обыденность. Здесь любят доказывать свою крутизну подобными сомнительными доблестями. Доля аварий по вине водителей транспортных средств за прошлый год в регионе составила 79%. Здесь любят: нарушать скоростной режим — 40%, выезжать на встречную полосу — 10,5%, рулить пьяным — 8,8%, пересекать перекрестки как вздумается — 6%, давить пешеходов на переходах — 7,5%.

«По статистике, доля аварий с водителями-новичками составляет чуть больше 10% от общего числа ДТП, — сообщил заместитель начальника УГИБДД ГУ МВД России по Иркутской области Вячеслав Жилкин. — В прошлом году в регионе было зарегистрировано 490 дорожно-транспортных происшествий с участием водителей со стажем вождения меньше трех лет. В этих авариях погибли 84 человека и 728 получили ранения различной степени тяжести. Если сравнивать с предыдущим годом, то количество ДТП снизилось на шесть случаев, но при этом число погибших выросло на 34 человека».

Число непрофессиональных водителей, взявших машину в кредит, стремительно увеличивается. Сотрудники ГИБДД отмечают, что потенциально опасными становятся именно такие самоуверенные новички и требуют ужесточения правил. Новые правила сдачи экзаменов в Государственной думе рассмотрят в феврале, и в его обсуждении примут участие и представители Иркутской области.

Получить дубинкой по капоту или пулю из травматики в спину — это не кадры из боевика, а реалии иркутских дорог. Прошлой осенью был зарегистрирован не один подобный инцидент. 22 ноября прошлого года инструктор одной из автошкол Иркутска стал участником потасовки на улице Карла Маркса. Водитель «Тойоты-Короллы», следовавшей за учебной машиной, совершил обгон, подрезал, выскочил из салона машины и ударил автоинструктора палкой. Но тот тоже не растерялся, достал пневматический пистолет и произвел выстрел в воздух. 27 ноября транспортный полицейский открыл стрельбу из травматического пистолета по студенту одного из вузов, который после того, как его обогнали в пробке, вышел из машины и начал наносить удары ногой по кузову автомашины полицейского. Неопытный водитель, попадая в сумасшедшие условия на дорогах города, теряется, когда даже сотрудники полиции и инструкторы устраивают пальбу и дерутся палками. Невоздержанность и бесконтрольная агрессия — постоянный спутник автомобилистов.

Пора уже всерьез ставить вопрос о психах на дорогах. Частично решить эту проблему можно, если ввести в программу обучения в автошколах занятия с психологом. Как отметил заместитель начальника школы по учебно-производственной части №2 Иркутского ДОСААФ Денис Беляевский, при обучении необходимо выбирать более эффективные методы, чтобы с кандидатом в водители обязательно работал психолог, а так же усилить контроль при медицинском освидетельствовании и прохождении нарколога и психиатра.

Контроль над деятельностью автошкол на законодательном уровне практически отсутствует. Попытка МВД, Минтранса и Минобразования в 2008 году ужесточить требования к автошколам не увенчалась успехом. Тогда ФАС отменила документ, который регламентировал деятельность российских автошкол и устанавливал ужесточенные требования для получения лицензии. Антимонопольная служба посчитала, что положения ограничивают конкуренцию на рынке образовательных услуг по подготовке и переподготовке водителей. В частности положение вводило обязательное наличие у школ автоматизированных автодромов. Подобные комплексы стоят несколько десятков миллионов рублей, их аренда также не была дешевой, а потому стоимость обучения резко бы выросла. В итоге сегодня в России не существует типового положения об автошколах. При этом бизнес, связанный с обучением водителей, считается прибыльным. На территории региона подготовку водителей осуществляют 156 организаций, однако у шести из них истек срок действия лицензии. Из-за высокого уровня аварий с участием малоопытных водителей ставится вопрос о качестве этих школ.

На федеральном уровне готовятся изменения в регламент по приему государственных экзаменов, которые призваны ужесточить требования подготовки водителей. Как рассказала председатель НП «Байкальской региональной ассоциации автомобильных школ» Наталья Манина, изменения коснутся и практической части экзаменов на вождение. Кроме того, все машины в автошколах должны быть оборудованы шестью камерами видеонаблюдения, записи с которых будут храниться три года. Камеры будут фиксировать процесс обучения для подтверждения факта обучения. Если человек купил права, а потом кого-то убил, это всегда можно будет подтвердить. По мнению заместителя руководителя автошколы «Дифференциал» Александра Попова, в российских автошколах не помешал бы опыт западных стран, где для новичков введены временные удостоверения, которые не ограничивают их возможностей, но только после двух лет заменяются на постоянные. При этом комиссия отслеживает, сколько водитель совершил нарушений.

Правоохранители призывают будущих водителей получать права законным способом, а не покупать их, чтобы впоследствии не стать убийцей. По словам старшего инспектора по особым поручениям УГИБДД ГУМВД России по Иркутской области Алексея Тарбеева, в ведомстве массовой продажи водительских удостоверений нет, но случаи бывают. Таких сотрудников увольняют и привлекают к уголовной ответственности. За поддельное удостоверение можно получить судимость по статье 327 УК РФ (подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков).

«Чем сложнее сдача экзамена, тем потом проще ученикам на дорогах. Конечная цель всех нововведений — это снижение количества ДТП. Необходимо ужесточить контроль над продажей водительских удостоверений, и вводить за такие нарушения закона более строгие наказания, — отмечает председатель правления регионального отделения некоммерческого партнерства «Союз автомобилистов России» Алексей Шабанов. — Вседозволенность является причиной беспредела на дорогах. ГИБДД следует усилить контроль над выдачей водительских удостоверений, что может значительно повлиять на количество автомобилистов-новичков».

Читайте новости «МК Байкал» в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах