МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Иркутск

Не хочу учиться

Ленивые студенты провоцируют кадровый голод

Участники прошедшего в Иркутске съезда работников образования Сибири пришли к выводу о необходимости принятия на федеральном уровне программы по развитию педагогического образования, чтобы обновить и пополнить кадровый состав школ и детских садов. Сегодня в дошкольных и общеобразовательных учреждениях педагогов в возрасте до 30 лет меньше 6%, а число учителей предпенсионного и пенсионного возраста достигает критической отметки. Нужно поднимать престиж профессии, убежден сибирский полпред Виктор Толоконский, И, по его мнению, одного повышения зарплат в образовательной среде недостаточно – нужны дополнительные социальные стимулы, например, решение жилищного вопроса. Иначе, если не усилить молодыми кадрами редеющее педагогическое сообщество, вся сегодняшняя строительная суета вокруг ликвидации дефицита детских садов окажется бессмысленной – в новых садиках просто будет некому работать. Впрочем, с одним повышением престижа профессии дело явно в гору не пойдет, ведь проблема засела еще и на уровне человеческой ментальности, когда современная молодежь поголовно не желает напрягаться в учебе и приобретает высшее образование не для профессионального самовыражения, а только для того, чтобы просто был диплом. 

- Выпускники педагогических вузов не спешат идти работать по специальности. Основной возрастной состав педагогов в наших школах сегодня – старше 45 лет, - говорит заместитель председателя комитета по образованию государственной Думы РФ Ирина Мануйлова. - Нужна серьезная программа в развитии педагогического образования, чтобы обеспечить потребность школ и детсадов в квалифицированных кадрах.

По имеющимся статистическим данным Министерства образования и науки РФ, в 2012 году число учителей пенсионного возраста в российских школах достигло 18% против 16% 2006-го года. При этом отмечается, что доля молодых специалистов в школах снизилась с 6,3% в 2006 году до 5,3% в 2012-ом.

Кризис молодых кадров не обошел стороной и дошкольное образование, только в этой сфере все почему-то сосредоточились на необходимости устранить дефицит детских садов, которых стало катастрофически не хватать. Но кто будет работать в строящихся садиках? Активности в решении этого вопроса почему-то пока не наблюдается. Вместо этого сокращающуюся учительскую популяцию федерация стремится вогнать в рамки неких новых образовательных стандартов, повышающих требования к образовательным учреждениям и каждому педагогу, в частности, но не устраняющих кадровый голод и проблему в принципе.

Эти стандарты вводят в школах, к примеру, десять часов в неделю внеклассной деятельности, а кадров для того, чтобы проводить внеурочные занятия, не хватает. Стандарты требуют, чтобы каждый воспитатель детского сада и начальной школы имел высшее образование, а если не имеет, то должен его получить – за счет государства, либо распрощаться с работой. «А у нас сегодня целая армия педагогов дошкольных образовательных учреждений высшего образования не имеет, - говорит Ирина Мануйлова. - Каким образом осуществить массовую переподготовку тех, кто уже работает? Каким образом готовить педагогов, которые должны приходить во вновь построенные и активно строящиеся дошкольные образовательные учреждения? Это очень серьезная проблема, которая требует комплексного подхода».

По мнению полномочного представителя президента РФ в Сибирском федеральном округе Виктора Толоконского, корень кадрового дефицита, причем не только в образовательной среде, но и в целом, стоит искать глубже, а не в категории потери профессией престижности. По мнению полпреда, существующая сегодня кадровая проблема – это результат моральной деградации общества, в котором почему-то сложился стереотип, что диплом о высшем образовании является безоговорочным допуском к получению высокооплачиваемой должности, на которой возможно получать деньги без особых усилий. Впрочем, и в самом процессе получения знаний молодежь не стремится обременять себя умственной деятельностью. Все это привело к перенасыщенности сферы высшего образования факультетами по изучению юридических, экономических и ряда псевдогуманитарных наук. А технические специальности потеряли популярность из-за высокой сложности процесса обучения.

- За 20 постсоветских лет снизилась востребованность и привлекательность технического образования. Сейчас любой регион испытывает недостаток проектировщиков, технологов, эксплуатационщиков. Восполнить этот пробел будет непросто, — отмечает полпред. — Интересные и суперпопулярные когда-то такие факультеты, как физико-технический, самолетостроения, строительства мостов и тоннелей, сейчас даже на бюджетные места не могут набрать людей. Никто не хочет сейчас изучать математику в большом объеме, начертательную геометрию, другие сложные предметы. Поэтому высок спрос на управление персоналом, мировую экономику, юриспруденцию. Какая мировая экономика? Мы в своей разобраться не можем. Мне кажется, есть проблема в нежелании людьми постигать сложные дисциплины.

По мнению Виктора Толоконского, необходимо усложнить обучающие программы в нетехническом секторе образования. Вопрос в том, как это сделать, ведь сегодня в высшем образовании преобладает коммерческая составляющая, а качество обучения отодвинуто на задний план.

- Я недавно попал в нелепую ситуацию. Я приехал в один экономический университет. Там идет конференция, и зашла речь об образовании. И черт меня дернул ляпнуть, что нужно усложнить программу по математике – математику изучают в экономическом вузе, но в объеме классического университета. Профессура очень сильно удивилась и заявила, что вуз тогда останется без студентов и, соответственно, без средств к существованию. Они мне полную обструкцию устроили, - рассказывает полпред. – Я читал несколько обзоров о том, что лет через 15-20 специалисты, которые умеют что-то делать руками и могут максимально точно приложить свои знания, будут на вес золота. Да, будут сложные интеллектуальные системы, программы, но все равно что-то останется чисто технологическое, что будет требовать конструкторской, инженерной смекалки.  Художник Оксана Фраткина Художник Оксана Фраткина Художник Оксана Фраткина Художник Оксана Фраткина Художник Оксана Фраткина Художник Оксана Фраткина

Читайте новости «МК Байкал» в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах