Арт-базар: цену бесценного искусства обсуждали в Иркутске

Кто и как должен определять стоимость произведений?

Почему картина Эдварда Мунка «Крик» стоит порядка 119 миллионов долларов, а работа Валентина Серова «Портрет Марии Цетлиной» была продана всего за 14,4 миллиона долларов? Откуда берется цена искусства хоть на знаменитых аукционах мира, хоть в провинции, подобной Иркутску, и адекватна ли она? 

Кто и как должен определять стоимость произведений?
Фото автора.

Именно проблеме цены и ценности искусства посвятили дискуссию в арт-галерее «DiaS» любители и профессионалы художественного дела. Наши эксперты не сошлись во мнениях относительно того, что такое рынок искусства: благородное дело прокорма художников или арт-базар, где «не обманешь - не продашь»…

Бриллиантовый череп как ловушка

О критериях, которые формируют цену на талант, а значит, и на искусство, рассказала Раиса Лобацкая, профессор, заведующая кафедрой геммологии ИРНИТУ, член Союза дизайнеров России, человек, близкий к искусству.

Раиса Лобацкая. Фото из открытых источников.

- Цена на произведения искусства определяется несколькими составляющими. С одной стороны, на нее влияет экономика конкретной страны. Мне кажется, это является одной из причин, почему в России арт-рынок не сложился: хотя есть потрясающие художники, коллекционеры, готовые платить за работы большие деньги, однако годовой оборот арт-рынка в нашей страны крайне мал по сравнению с западным. С другой стороны, немаловажное влияние оказывает и социум, так как картина должна быть востребована конкретным обществом и интересна ему. И одной из главных составляющих является конечно же талант, причем особенно важен «концентрированный» талант, когда талантливые люди собираются в одном отдельно взятом месте и творят что-то совершенно уникальное, как это было, например, в начале XX века в Париже или в России после революции.

Так кто же определяет цену? Как вообще рождается цена? До какого предела она может расти? Лобацкая привела в пример бриллиантовый череп, выставленный эпатажным и высокооплачиваемым художником Дэмьеном Хёрстом: начальная цена была объявлена в 30 миллионов долларов, но в конечном счете она дошла до 100 миллионов долларов, и покупать череп уже некому. По некоторым сведениям, попав в ловушку, созданную себе собственноручно (опустив планку цены, он рискнул бы своей карьерой), Хёрст привлек друзей, и совместно они выкупают эту работу за рекордную цену.

По таким примерам можно предположить, что высокая цена - зачастую только сговор (сговор конечно же есть, но не в глобальных масштабах) и эпатаж, а на самом деле за этими предметами ничего нет.

-- Но порой цена и ценность абсолютно совпадают. Иногда цена значительно завышена, а есть и такие ситуации, в том числе и касающиеся иркутских художников, когда цена на работы значительно занижена, - выразила мнение Лобацкая.

Не обманешь - не продашь

Олег Беседин, член Союза художников России, член Международной ассоциации пластических искусств АИАП ЮНЕСКО, член ИРО Союза фотохудожников России «Иркутское фотографическое общество», лауреат международных конкурсов в Англии, Польше, Германии; участник более 300 международных выставок, доцент кафедры дизайна ИРНИТУ, высказался куда более резко и конкретно. Он противопоставил искусство и арт-рынок, то есть ценность и цену.

Олег Беседин. Фото из открытых источников.

- Для меня закон арт-рынка, или попросту «арт-базара», заключается в простой логике: «Не обманешь - не продашь». Я художник и воспринимаю свою деятельность скорее как некое монашество и служение народу. По праздникам я выхожу в центр города и рисую всех желающих бесплатно, поскольку для меня искусство сродни религии. Хотя цена на услуги уличных художников колеблется в среднем от 500 до 1 тысячи рублей. Но правдивая ли это цена? Я не знаю. В прошлом я работал главным художником и главным художественным редактором Восточно-Сибирского книжного издательства и занимался непосредственно выдачей гонораров и зарплат иркутским художникам. Для этого тогда были определенные расценки.

Олег Беседин подошел к проблеме стоимости более предметно, представив, сколько должен стоить, например, портрет, который художник пишет в течение месяца.

-- Если учитывать только его себестоимость, то есть цену художественного холста, красок, кистей, подрамника, своего питания и проезда в продолжение этого времени, цена может дойти до 30-70 тысяч рублей. И в эту цену не входит плата за саму работу, талант и так далее. Но могу ли я брать такие деньги с людей в Иркутске? Я хочу четко разделить понятия искусства и рынка. И считаю, что я должен создавать, а не продавать картины. Это прерогатива других людей.

Раиса Лобацкая не согласилась: если бы художники не выполняли заказы за деньги, то мы сейчас не имели бы громадного пласта искусства.

- Высокая цена говорит людям, которые не разбираются в искусстве, в том числе и о том, что это величайшее произведение искусства. Безусловно, то, что создано талантливым человеком, уникально и должно стоить дорого.

Здесь, конечно, можно категорически поспорить, обратившись к животрепещущим примерам, когда работы, мягко говоря, умеренного таланта продаются за большие деньги. Достаточно вспомнить сомнительные труды Никаса Сафронова -- выдающийся китч, который из-за разных причин продается по высокой цене.

Когда продавец поручился за художника

Искусствовед Владислав Есипов, доктор исторических наук, профессор кафедры монументально-декоративной живописи и дизайна ИРНИТУ, в этом споре обратился к западным исследователям арт-рынка. На Западе опыт продаж в искусстве гораздо значительнее, чем в России.

Владислав Есипов. Фото из открытых источников.

- В одной из книг, посвященных арт-рынку на Западе, упоминается, что цены в галереях говорят об авторитете арт-дилера, репутации художника и статусе потенциального покупателя. Цена на картины начинающего художника зависит напрямую от репутации арт-дилера и доходит до 5-8 тысяч долларов. Если картины хорошо продаются, то через год цена удваивается, а на третьей выставке цена будет уже втрое выше. То есть на рынке искусства цена скорее создает стоимость, а не отражает ее. Стоит обратить внимание и на такой немаловажный факт: покупатель получает удовольствие не только от предмета искусства, но и от того, что за него заплачена большая сумма.

В общем, ситуация как в том анекдоте, где один новый русский купил дорогой галстук, а другой над ним посмеялся - мол, нищеброд, я точно такой же за углом в три раза дороже купил. То есть покупка картины - это возможность потешить свое тщеславие. Владислав Есипов назвал это лирично:

-- Одним словом, в мире существует только то, чему мы придаем смысл. Если мы считаем Ван Гога великим художником, а его работу - выдающейся, значит, и цена у нее будет высокой. Нужно отдавать себе отчет в том, что цены достаточно условны.

Молодые художники отметили, что, назначая цену за свои картины, они будут равняться на местные авторитеты.

- Получая заказ, я буду учитывать, что есть Регина Присяжникова, Вероника Лобарева и я, Лена Салтыкова, из этого представления у меня уже будет складываться ценовая политика, - поделилась начинающий художник Елена Салтыкова. - Я буду стараться и останусь благодарна тому заказчику, который признает мой талант и будет готов за него заплатить. Мне кажется, мы ищем тех людей, которые увидят в нас наши таланты и в том числе помогут нам понять, сколько стоят наши работы. Я считаю, что цена и ценность – это некая совокупность.

Художник не хочет быть голодным – и никогда не хотел. И хотя бытует мнение, что есть искусство для искусства, а есть искусство, которое хочет народ, многие мечтают совмещать тягу души с коммерческим успехом. Например, Вероника Лобарева пишет пейзажи Иркутска, так как они хорошо продаются и ее кормят -- но она делает это с душой. Таким образом, она нашла некий компромисс между арт-рынком и искусством.

Зачастую дорого стоит не качество работы и талант, а имя, которое нужно раскручивать и продавать с помощью критиков и дилеров. Для молодого поколения иркутских художников сейчас в связи с этим важен вопрос воспитания публики: на сегодняшний день люди, не связанные с искусством, практически не посещают галереи, не могут оценить значимость даже тех работ вроде «Черного квадрата» Малевича, которые стали в свое время явлением в искусстве, а сегодня считаются классикой. И кто же купит художника в такое безрадостное время?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру