Как уже писал «МК Байкал», объединение шаманов в одну организацию в начале апреля не состоялось, поскольку перевесили разногласия лидеров разных шаманских организаций – на съезд они прибыли, но объединяться отказались. Шаманы, собравшиеся в ДК «Орбита» в Иркутске, попросту поругались.
-- Найти точки соприкосновения нам не удалось, стоять на месте и ждать, пока кто-то поймет и разберется, мы не можем. Мы решили выступить как объединяющий фактор и пригласили всех на сегодняшний обряд. Но представители других организаций не приехали, -- подводит итог Артур Цыбиков, глава «Вечно Синего Неба». Впрочем, ангарские шаманы – их приехало на обряд около пятидесяти человек -- не отчаиваются. Они готовы делать следующие шаги к объединению.
В начале обряда они «открылись», приглашая своих предков и богов, чтобы те оказали содействие. Затем пришли в «рощу» -- срубленные молодые сосны были установлены на поляне в особом порядке. Там и совершили обряд, гул от бубнов распространялся на многие километры. А после принесли в жертву высшее животное верблюда.
По шаманским воззрениям, всего 5 животных служат человеку в жизни: баран, козел, конь, бык и верблюд. С точки зрения шаманизма, верблюд - наивысшее подношение, ведь он является транспортом для взаимодействия между мирами.
-- У нас очень много богов, много миров и ведомств, и верблюд - это транспорт между ними. Тогда как бык и конь -- это средства передвижения внутри мира, -- объясняет Цыбиков. Шаманы отправляют в путешествие уже восьмого верблюда за пять лет. Жертвенного верблюда везли с границы Монголии и Забайкальского края. Месяц он жил в шаманском центре, его кормили и ухаживали за ним. После ритуала верблюда аккуратно разделали (как объясняют шаманы, кровь жертвенного животного нельзя проливать на землю), после чего мясо выложили на жертвенник и сожгли.
-- В мае, когда начинает куковать кукушка, открываются небесные врата, и мы должны как следует помолиться. 26 мая на этой же поляне под Ангарском пройдет большой праздник, где шаманы будут подносить рыжего жеребца на объединение шаманов из Бурятии и Иркутской области. Мы снова приглашаем всех шаманов.
На Ясачной поляне активно ведется строительство шаманского центра. Раньше здесь был полигон и стрельбище, воронки от снарядов шаманы закапывали перед тем, как строить. Уже построена юрта верховного бога, а рядом с ней по двум сторонам -- еще 12 ритуальных юрт. Строительство ведется на собственные средства.
Тавык – так называются «тортики», которые отправляют богам и предкам. Их составляют из печенья, зефира, мармелада, соединенных сливочным маслом. Тавыки сжигают в священных кузнечных горнах, и в виде дыма они отправляются на небо.
Кто идет в шаманы?
В шаманах не только буряты, но теперь и русские, как, например, Евгений Иванов, который пришел в шаманизм, спасая свою супругу от рака. При страшном диагнозе он смог продлить жизнь жене, и она сама стала шаманкой. До прихода в шаманизм Евгений ходил в церковь, ставил свечи, причащался, соблюдал посты. «Мы чтим, уважаем и почитаем Иисуса Христа как бога, мы уважаем все религии в мире. Но несмотря на это наши ангелы-хранители стоят у нас за спиной, в полутора метрах от вас, поддерживают своими огромными крыльями, расчищая дорогу, направляют в нужную сторону, сталкивают с нужными людьми, ведь наши предки нам ближе», -- говорит Евгений.
Есть среди ангарских шаманов и представители ближнего зарубежья. Например, есть узбек из Ташкента Фархад Карахаджаев. Он мусульманин, но приехал в Россию, и дорога привела его к шаманам. Он посвященный шаман вот уже лет 8-9. Он говорит: ничто не мешает ему быть и мусульманином, и шаманистом.