Три тысячи шаманов объединяются

В окрестностях Иркутска уже больше трех тысяч шаманов. И они объединяются.

Шаманы нескольких районов Иркутской области решили создать общую организацию. Мы выяснили, как сегодня живут шаманы и зачем им нужно объединяться. Для этого мы выехали в поселок Ясачная, что под Ангарском, где располагается так называемое шаманское поле – база – ангарской шаманской религиозной организации «Вечно синее небо». С Артуром Цыбиковым, председателем организации (да-да, и у шаманов есть председатели), удалось поговорить перед проведением родовых обрядов. В тот день их одновременно совершали несколько семей.

В окрестностях Иркутска уже больше трех тысяч шаманов. И они объединяются.
Фото: nat-geo.ru

Небесные врата открыты

Идут приготовления: угощение духам, ленточки. Одного за другим в зал заносят живых баранов. Рядом с нами разговаривают еще несколько шаманов, один из них приехал из Якутии – по обмену опытом.

– Сила России в единстве ее народов, – неожиданно начинает Артур Цыбиков, председатель шаманской организации «Вечно синее небо». – Только все вместе мы – сила! А шаманы помогают нам объединиться еще и с нашими умершими предками. Для каждого человека самые важные боги – это его родители и близкие родственники. Шаман помогает их услышать и передать просьбы. Именно шаманизм был первой религией в Байкальском регионе. А когда в шестнадцатом веке казаки пришли в Сибирь, первая волна шаманов ушла в Монголию. Вторая волна была вынуждена уйти во время Гражданской войны. А потом и в самой Монголии Сухэ-Батор стал притеснять шаманов…

– Шаманов запрещали, откуда же их теперь появилось так много? Сложно, наверное, возрождать утерянные традиции?

– В наше время шаманы стали появляться вновь – часто по зову крови. Хотя многие традиции, конечно, оказались утраченными. Вдобавок обряды проводятся по-разному. Например, буряты из Забайкалья не всегда могли принять участие в ритуалах в других районах, той же Усть-Орде: их не воспринимали как посвященных. Сегодня все перемешалось в один «бульон»: и шаманские традиции, и отношения поколений. Многие традиции уходят навсегда со стариками. И сегодня мы должны восстановить ритуалы наших предков. Сделать это можно лишь всем вместе. У меня такие данные: в России из 600 тысяч бурят сегодня живут лишь 300 тысяч. Однако к шаманам сегодня обращаются не только буряты, но и представители самых разных национальностей.

– И вы, как Чингисхан, хотите объединения?

– Ключевое слово в ответе на этот вопрос – толерантность. Нужно очень терпимо относиться к особенностям каждой местности и вековым традициям. Монгольский мир такой же разнообразный, как и славянский. Например, у «лесных бурят» на севере Иркутской области очень много эвенкийских традиций. Нас, бурят, часто называют северными монголами, но наши ритуалы и ритуалы коренных монголов отличаются. К тому же среди бурят много буддистов – и у них разные течения. В том же Аршане можно побывать в двух дацанах, которые относятся к разным буддийским ветвям. В общем, все очень разно­образно.

Шаман Артур Цыбиков: «Мы помогаем людям восстановить родовую связь. В этом мире можно всегда жить счастливо». ФОТО: АНДРЕЙ КОЛГАНОВ

– Как подразделяются шаманы — скажем, есть ли у вас специализации?

– До 2000 года у нас считалось, что небесные врата закрыты, поэтому все шаманы назывались «земными». Они поклонялись богам земли – а это важнейший источник энергии. Свой дух есть у каждой местности, и духам принято делать подношения. Вы наверняка видели деревья, украшенные ленточками в знак благодарности. Отсюда пошла и традиция «бурханить» – отдавать дань уважения местным духам. Но в новом веке небесные врата были открыты – мы это знаем точно! Появились небесные шаманы – как мы, – которые работают с энергиями космоса. А у каждого человека совсем неспроста активно развилось шестое чувство (многие называют его интуицией) – оно помогает и видеть, и предвидеть.

– Сколько шаманов будет в вашей объединенной организации?

– Не меньше трех тысяч: шаманов и дарханов. Последних еще называют кузнецами – они проводят обряды для своего домашнего очага. Шаманы же могут лечить других людей.

– Рекламируют ли себя шаманы? Считается ли шаманство бизнесом?

– У нас нет никакой рекламы, и мы в целом негативно относимся к колдунам и знахарям, которые сегодня активно рекламируют себя в Интернете. К сожалению, среди них много откровенных мошенников. Мы же работаем по принципу «сарафанного радио»: о нас идет молва от человека к человеку.

Секреты эффективного камлания

В новую организацию вступают четыре уже существующие шаманские организации: из Усть-Орды, Осинского района, Ангарска и Иркутска. Путем ручного голосования в начале апреля шаманы изберут своего руководителя – то есть председателя объединенной организации.

– А какие отличия у этих организаций? Например, каковы особенности вашего подхода к обрядам?

– Я считаю, что бурятский шаман может использовать в своих обрядах бубен, – говорит Артур Цыбиков. – Сегодня с этим согласны далеко не все местные шаманы. Они говорят: «Мы не помним, чтобы наши отцы использовали бубен». В советское время эта традиция была утрачена. Потерялись и техника, и секреты игры. Но мы установили, что первые наши шаманы все-таки использовали бубен. Кроме того, наши коллеги в Хакасии и на Чукотке эффективно камлают именно с этим инструментом. Вызывать духов наших предков лучше получается под правильный ритм. Мои ученики уже могут давать мастер-классы по игре на этом инструменте.

В начале апреля в Иркутске пройдет выборное собрание, посвященное объединению четырех шаманских организаций в Центральную религиозную организацию шаманов Прибайкалья «Буха Ноён». Объединятся Ангарская религиозная организация шаманов «Вечно синее небо», иркутская организация «Байкал», «Сахилгаан» («Молния») — шаманы из Усть-Орды, а также организация «Бургэд» («Орел»), куда входят шаманы из Осинского и Боханского районов. ФОТО: NAZACCЕNT.RU

– Трудно ли быть шаманом в XXI веке – при таком многообразии верований, религий? Какие отношения у шаманов и Русской православной церкви?

– Я отношу себя к русской цивилизации. Даже если говорить только о языке: бурятскую фразу я вначале перевожу на русский, а потом наоборот. И я понимаю позицию Русской православной церкви – быть религией, которая может собрать всю страну. Это объединяющее ядро. Не зря ведь князь Владимир выбрал именно православие, а не ислам или католичество. Но в то же время нельзя забывать о своих корнях. Сила нашей страны в многообразии. Как в лесу – ведь не может там расти только береза, должен быть и кедр, и шишки на нем. И белочка.

– Вас не называют сектой?

– Пусть называют как хотят – мы не обижаемся. Шаманы реально помогают людям самых разных национальностей решать их проблемы. Но мы должны всегда помнить о чувстве меры. Шаманизм – как золотая середина между религией и практикой. Поверьте, в жизни очень много настоящего волшебства! Важно лишь установить родовую связь между человеком и его богами. И первые боги человека – это его предки на небесах. Шаманы умеют помочь человеку услышать их.

– Не обвиняют вас в язычестве?

– А это хорошее слово – язычник. Оно идет от слова «язык». А в нем – и звук, и голос, и молитва. Это способность говорить и быть услышанным. К тому же языческие обряды до сих пор совершаются в России всей страной: и колядки, и Масленица. Понимаете, у пирамиды четыре стороны, но одна вершина. Можно идти разными дорогами, но небо одно на всех. Все зависит от самих людей. В их руках – любое желание. Главное – идти законным путем.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №13 от 21 марта 2018

Заголовок в газете: Чем живут и куда стремятся "работники бубна"

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру