Байкальский парадокс: местный туризм объявлен «вне закона»

Как экологические настроения разбивают общество на враждующие лагеря

Произошло невероятное: байкальский турбизнес негласно, но вполне серьезно объявлен вне закона. Не вообще туризм, а работающий турбизнес. «Вообще туризм» должен, по замыслу правительства РФ и областных властей, набирать обороты, разворачивать шикарный вип-сектор. То есть «вообще туризм» нужен -- чтобы приносить прибыль. Но вместе с тем имеющийся на сегодня турбизнес -- не очень шикарный, не очень экологичный, обыкновенный российский -- предан нынче анафеме. Через прокуратуру, через общественность, в том числе и ту, которую называют «экологической», нагнетается атмосфера противостояния, которая позволяет наиболее радикальным борцам за чистоту Байкала сказать: эта преступная отрасль…

Как экологические настроения  разбивают общество на враждующие лагеря

-- С чего это мы стали преступной отраслью? – возмущена Марина Григорьева, член Сибирской Байкальской ассоциации туризма, до 2012 года член общественного совета по туризму при губернаторе. А в бизнесе -- туроператор. Она с группой товарищей давным-давно «борется за экологию».

-- Те проблемы, о которых теперь говорят, были известны и понятны нам давно. Но нас не слышали ни региональные власти, ни местные.

Она имеет в виду локальные очистные, которые мог бы построить бизнес – благо экологических технологий сейчас множество, а также полигон для отходов – ведь возить отходы с Ольхона в Иркутск необыкновенно дорого. Марина вспоминает, как она поймала в коридоре одного высокопоставленного чиновника и в ультимативной форме потребовала выделить научному институту деньги на то, чтобы посчитать наконец туристическую емкость -- сколько туристов может выдержать Байкал. Деньги выдали, но расчеты пока еще не окончены. О том, что такие данные не обнародованы, говорят и экологи, известные в Иркутске Марина Рихванова, Елена Творогова. То есть мы с вами не знаем элементарного: сколько туристов могут без критических последствий для экосистемы посетить Байкал, скажем, за один сезон.

Но в то же время мы видим: туристические места вытоптаны и превращены в помойку, никто не считает туристов, никто не ставит заслон легиону китайцев, никто не отлавливает «дикарей». Поэтому каждый из нас вполне сочувственно относится к словосочетанию «преступная туристическая отрасль». Ибо – кто виноват? А виноватый, что уж тут стесняться, по российскому обычаю обязательно быть должен.

Прокуратура указала обществу, кто виноват. С подачи президента, который накануне выборов решил разрубить гордиев байкальский узел, генпрокурор Чайка дал команду «фас»: и по турбазам пошли «карательные отряды» -- именно так прокурорских теперь называют турбизнес и местные жители, которые подвизаются на той же ниве. Прокурорские действуют в рамках полномочий и законодательства, работу свою делают. Нарушителей, естественно, обнаружилась тьма – ведь десятилетие турбазы работали так, как хотели и могли, властям дела не было. Это подогрело многих экологов, которые день ото дня отчаянно пытаются добиться хоть каких-то сдвигов к лучшему -- но лес все так же рубят, а Байкал все так же загрязняют. «Необходимо противостоять новоявленным «законным владельцам» байкальских берегов всеми законными методами», -- призывает со своей страницы в «Фейсбуке» известный эколог и ученый Виталий Рябцев. Он изучает последствия туризма, в особенности дикого, на Ольхоне и Малом море. Его возмущение можно понять, он говорит о возможности «байкальской» амнистии – подобной «лесной», когда не хотелось власти «заморачиваться», ибо сами накосячили. Так же, как и возмущение многих других.

фото с сайта votpusk.ru

Марина Григорьева пригласила Виталия Рябцева, Марину Рихванову, Елену Творогову, других экологов, а также коллег-предпринимателей встретиться и обсудить насущные проблемы. Этот «кружок по интересам» был назван инициаторами «Размышления о Байкале», его устроили на актуальной площадке «Точка кипения», что символично. Ведь отчасти это примирительная инициатива для того, чтобы представители противоположных мнений начали обсуждать проблему лицом к лицу.

Собравшиеся поразмышлять экологи и туроператоры согласны, что вокруг Байкала созревают нездоровые общественные настроения.

-- Наше сообщество постоянно норовит разойтись на враждующие лагеря, – констатирует Елена Творогова. – Базовые проблемы – в понятийном поле, ведь для потребителя услуг что турбаза, что разбитый ПАЗик, возящий туристов, – все одно: туристическая отрасль. И она, понятное дело, во всем виновата.

Конечно, туризм в Иркутской области – вещь пока малоорганизованная. Организоваться добросовестным туроператорам и владельцам турбаз трудно – они не привыкли договариваться, не привыкли действовать системно. Отчасти потому, что системно действовать в России вообще трудно – законы не позволяют.

Законы настолько бессистемны, что владельцы турбаз и местные жители уже готовы доказывать эту бессистемность в суде. Свидетельство тому – обращение в Верховный суд группы иркутян и одного юрлица -- турбазы «Звезда Байкала», признанной незаконно действующей на незаконно выделенной земле. Группа – ответно – требует признать незаконными два нормативных акта, которые не дают им исполнять экологическое законодательство и заведомо делают их нарушителями. То есть сам закон ставит человека в положение вне закона. Григорьева говорит: это способ привлечь внимание центра к проблеме.

Свидетельство бессистемности закона – те самые настойчивые многолетние требования законопослушных (а не всех) владельцев турбаз разрешить им построить локальные очистные и полигон для вывоза мусора и прочих бытовых отходов. Свидетельство этому и загаженные и закатанные берега Байкала, спирогира и сбежавший от нас подальше омуль, безработные рыбаки, которых правительство РФ хочет переучить на кого-нибудь другого – но какие еще специальности, по мнению московских чиновников, могут понадобиться в байкальской деревне?

-- Должна быть система управления на уровне региона, -- подытоживает Марина Григорьева.

Но власти региона сегодня помалкивают, притаились в кустах. Они не выступают ни в поддержку турбизнеса, ни против него, ждут, что будет, соблюдают вертикаль власти. И, вероятно, неспроста. Рискну предположить, что их скромное молчание, так же как и раскол местного сообщества, имеют один корень. Кто же поверит, что свято место останется пусто, когда с него – с берегов Байкала -- прокурорской метлой сметут мелких и средних местных предпринимателей? Неотвратимо ползут слухи о большом байкальском переделе: на земли, годные для туризма, зайдут крупные операторы (из местных ли?), которые станут вершить здесь свой закон и против которых, как против лома, ни у одного эколога приема не найдется. Так что местные радикалы, которые сегодня ратуют за то, чтобы прогнать иркутский турбизнес поганой метлой, могут вскоре оказаться весьма разочарованы. Иркутскому сообществу всегда было трудно действовать единым фронтом даже ради защиты своих общих интересов. Но когда-то же надо начинать. Момент очень подходящий. А шанс, возможно, последний.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №4 от 17 января 2018

Заголовок в газете: ТУРИЗМ «ВНЕ ЗАКОНА»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру