Мебельщики против фанатов: граффити в Иркутске опять запрещают?

Протестное искусство стало вполне мирным и даже коммерческим делом

Бомберы и райтеры - так называют уличных художников, которые рисуют свои картины на стенах. В Иркутске граффити давно вышло из разряда протестного искусства, перестало быть хулиганским и перешло в разряд искусства вполне коммерческого, художники по заданию мэрии украшают стены и заборы.

Протестное искусство стало вполне мирным и даже коммерческим делом
Иркутский портрет Виктора Цоя ручной работы райтеров: высота - 150 метров, стоимость -120 тысяч рублей

Дом проголосовал за рок-стену

В микрорайоне Университетский областного центра уже полгода идет графическая война. В новом жилом комплексе есть пивной паб, а под ним, в цоколе - мебельный магазин. Рядом - кирпичная стена, и на нее мебельщики вешали свою рекламу. Но в этом пабе очень любили собираться иркутские поклонники группы Linkin Park. После смерти Честера Беннингтона они решили увековечить его имя в Иркутске - и сделать качественное граффити на этой самой стене.

В Иркутске любую рекламу нужно согласовывать - процесс это долгий, трудоемкий и не всегда с положительным результатом. Потому владельцы помещений обычно вешают рекламу на свои стены, не заморачиваясь с согласованиями - особенно в спальных районах: кто из проверяющих чиновников здесь ходит?.. Этим воспользовались и рок-фанаты. Они поступили нестандартно, не по-рокерски и не по-фанатски: обратились в администрацию Иркутска с просьбой согласовать стену Честера Беннингтона, а мебельную рекламу убрать как незаконную.

Главный архитектор Иркутска Сергей Александров пошел навстречу поклонникам Linkin Park и подсказал, каким образом получить разрешение. Изначально они написали в администрацию письмо, в котором попросили увековечить имя Честера Беннингтона на улицах Иркутска - ни больше ни меньше. Как будто Беннингтон - это какое-нибудь «наше всё»: писатель Распутин или драматург Вампилов. Путь согласования обещал быть долгим – фанатам предстояло пройти через комиссию по городской топонимике. В мэрии фанатам подсказали: нужно указать в заявке лишь название группы, чтобы погибший Честер числился в ней одним из музыкантов.

И разрешение было получено. Однако и мебельщики не сдаются - они считают, что имеют право вешать свою рекламу на стены своего помещения, а фанатов называют «наглыми чужаками, к тому же не местными».

Этот проект представили иркутские фанаты Linkin Park - граффити вместо облезлой стены и еще дорожка впридачу. Через соцсети иркутяне намерены собрать на этот проект 40 тысяч рублей

- Мы собрали 10 тысяч рублей на то, чтобы отремонтировать стену и подготовить ее к нанесению граффити, - говорит Ирина Булина, организатор акции фанатов Linkin Park. - А мебельщики за один день на нашу свежеокрашенную стену прибили блоки теплоизоляции. Утеплять здесь нечего, они это сделали, чтобы мы не могли нарисовать здесь граффити, сделали из вредности. Теперь мы ждем, когда соберется коллегия дома. Опять будем все обсуждать и согласовывать.

Фанаты уже ходили по этим подъездам и вели разъяснительную просветительскую работу. Они рассказывали жильцам новостройки о творчестве своей любимой рок-группы, объяснили, почему Честер покончил жизнь самоубийством. Как ни странно, но дом проголосовал за рок-стену - лишь двое жильцов были против... А теперь история начнется заново. Пока устроить общее собрание жильцов дома, как положено по законодательству, у поклонников Честера Беннингтона не получается.

Протест или чистая коммерция

Уличная роспись стен давно вошла в жизнь Иркутска. Первое граффити в городе появилось на улице Российской в начале 90-х годов. Это был портрет рок-музыканта Джима Моррисона, нарисованный в оконной нише двухэтажного дома. Граффити несколько раз закрашивали, но его автор, художник Вячеслав Седых, каждый раз рисовал снова. Теперь на этом месте – голая стена. Тот же художник нарисовал еще одно известное граффити – портрет музыканта Джона Леннона на стене бывшего иняза, ныне ИФИЯМ.

Раньше на этой стене иняза было много граффити - во главе с портретом Джона Леннона. Теперь здесь представлен настоящий иркутский стиль уличных художеств - старая усадьба с резными наличниками.

Власти больших городов давно взяли кисти уличных художников на вооружение. Так, рядом с бывшим инязом теперь размещена целая экспозиция, посвященная истории сибирского края. Чуть ранее учащиеся художественных школ – может быть, начинающие граффитисты -- раскрасили один из заборов на улице Ленина различными картинками на тему юбилея города. Мало того, в Иркутске появились мастерские граффити, которые продают свои услуги.

- 150-метровый портрет Виктора Цоя на стене арт-завода в предместье Рабочее стоил около 120 тысяч рублей, - рассказывает Михаил Судаков, генеральный директор компании, которая занимается коммерческими граффити. – Сегодня мы работаем по всей России и даже за рубежом – недавно делали один проект во Вьетнаме. В Иркутске часто работаем с мэрией, оформляем фасады зданий к различным мероприятиям. Мы постепенно отходим от уличных граффити и стремимся работать с большими проектами: например, мы делали граффити на стене новой школы N 69.

Уличный художник Сергей Фихтнер начинал с трансформаторных будок, а теперь оформляет рестораны. Граффити в тренде!

Уличные художники объединяются в творческие коллективы, заводят себе ИП, придумывают звучное название (желательно на английском языке или с волшебной приставкой Art) и - стремятся заработать деньги. Среди бомберов всегда было принято подписывать свои работы. Уж что-что, а личный логотип уличный художник придумывает себе в первую очередь. Объединившись в бизнес-мастерскую, райтеры ставят на своих работах уже название сайта или группу в соцсетях. Получается чистый промоушн - продвижение своего творчества ради коммерческой выгоды.

Фото автора

Найти правильную стену

Сегодня увидеть яркое «бесплатное» граффити в общественном месте Иркутска достаточно сложно: зачем тратить дорогую краску, если каждый квадратный метр твоего творчества стоит от 2 до 5 тысяч рублей?

- Я не заканчивал художественную школу, но всегда рисовал для себя, - рассказывает Сергей Фихтнер, мастер граффити. - Купил баллончик и под Старым Ангарским мостом нарисовал свою первую картинку. Потом встретился с такими же уличными художниками, мы стали делать совместные работы. Лет 9 назад в Иркутске эта тема развивалась очень серьезно. Здесь ведь не все так просто: нужно уметь и правильно держать баллончик, и четко чертить прямые линии, передавать и форму, и светотени, и 3D-объем. В наше время мы старались не хулиганить, да и сегодня молодежи советуем не нарываться. Зачем - всегда можно договориться и найти подходящую стену. Жаль, в Иркутске редко проходят фестивали хип-хопа, как в соседнем Красноярске: на них всегда приезжает много райтеров. Это развивает тему: сразу же появляется много уличных художников из молодежи.

У бомберов в центре Иркутска есть свой магазин, где они обычно приобретают баллончики с краской. Здесь же ее покупают и «трафаретчики» - это еще одна категория художников. Ставить трафареты с коммерческими телефонами или адресами сайтов на тротуары и стены - теперь отдельный бизнес. В рекламных агентствах такой трафарет 50 на 50 сантиметров стоит 600 рублей. И это, пожалуй, самая наглая нелегальная реклама. Одна из музыкальных групп Иркутска решила таким способом популяризировать свое творчество и разместила на бульваре Гагарина несколько сотен логотипов. Но и они быстро затерялись среди трафаретов от коммерсантов.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №3 от 10 января 2018

Заголовок в газете: КОНЕЦ ДОЛЕВКИ

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру