Байкальские территории Иркутской области фактически отошли Федерации

Экологические программы по Байкалу работают как ордер на выселение

Пока правительство Российской Федерации оперативно замыкает природоохранное кольцо вокруг озера, иркутяне задумываются о создании правил поведения на Байкале. Наконец-то всем стало очевидно: если сумеем сработать на опережение, то сможем сохранить влияние в байкальском регионе и получать прибыль от туризма. Сегодня в Иркутске кипят страсти. Туризм и экология – главные вопросы любых повесток. На неделе в областном центре прошло два крупных мероприятия. Во-первых, совместное заседание комитетов по туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности торгово-промышленных палат Восточной Сибири и Бурятии. Во-вторых, презентация макета правил поведения для туристов на Байкале. Общая мысль такова: регионам нужно консолидировать усилия, чтобы под давлением Федерации не потерять все влияние на Байкале.

Экологические программы по Байкалу работают как ордер на выселение
Пока иркутские географы и туроператоры соберутся наконец создать свои правила пользования Байкалом, само озеро уже «поблагодарит их за внимание»

Байкал забирают под предлогом охраны экологии

Любопытный факт: даже точные размеры центральной экологической зоны до сих пор не установлены окончательно. Ширина и площадь водоохранной зоны были увеличены специальным постановлением правительства еще в 2006 году. Тогда к прописанной в ФЗ «Об озере Байкал» акватории и землям особо охраняемых территорий были добавлены земли 123 населенных пунктов, земли сельхозназначения и рекреации (раньше они находились за пределами 500-метровой водоохранной зоны).

- На самом деле у Иркутской области уже не осталось Байкала - все побережье теперь относится к федеральному национальному парку, - говорит Марина Григорьева, председатель комитета по туризму при Союзе «Торгово-промышленная палата Восточной Сибири». - В подчинении у области пока останется лишь Байкальск. Да и там на горе Соболиной уже определен китайский инвестор. Вы думаете, его интересуют наши туристы? Большие люди вкладывают большие деньги…

Опасения Григорьевой частично подтвердила Светлана Бабина, заместитель директора ФГБУ «Заповедное Прибайкалье»: расширение границ национального парка действительно происходит. А главный архитектор Иркутской области Екатерина Протасова отметила, что Байкал сегодня замыкают «кольцом особо охраняемой территории».

Напомним, в этом году правительство России утвердило новый приоритетный проект «Дикая природа России»: в пилотный проект попали Северный Кавказ, Байкал, Горный Алтай, Дальний Восток.

Общественники с ужасом обнаружили, что Иркутской области в плотном кольце федерального нацпарка принадлежит лишь город Байкальск - со всеми его проблемами.

- В этих районах мы планируем в 3,5 раза увеличить число заповедников и нацпарков, обеспеченных необходимой туристической инфраструктурой (с 6 до 22 особо охраняемых природных территорий), - так на пресс-конференции в ТАСС сказал Мурад Керимов, заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ. - Общее количество туристов, посещающих эти особо охраняемые природные территории, должно вырасти почти в три раза: с 1,9 миллиона человек до 5 миллионов человек в год.

Именно эта нестыковка и пугает иркутян. Под видом борьбы «за экологию» федеральный центр планирует увеличить число туристов, чтобы, соответственно, получать большую прибыль. По мнению Марины Григорьевой, по проекту «Дикая природа России» на Байкале будет выбран один инвестор.

- Поверьте, и у него будут свои туроператоры и свои туристы, - говорит Григорьева.

Садовый домик, объект охраны ЮНЕСКО

Байкал охраняется ЮНЕСКО. Это значит, что Россия несет ответственность за состояние озера перед всем миром. Но состояние это плачевное: многочисленные проверки, пробы воды и анализ экосистемы показывают, что Байкал нужно спасать. С другой стороны - проблемы очистных сооружений, неэкологичное поведение туроператоров и китайская экспансия делают ситуацию с каждым днем все хуже. Как говорили участники обсуждений, «сегодня каждый дачник должен понимать, что и его садовый домик - это тоже объект охраны ЮНЕСКО».

Областные власти пытаются делать хорошую мину при плохой игре. Так, представители байкальских поселений (Листвянки и Хужира) буквально кричат о скупке земли китайцами.

- Это немного преувеличенная информация, - отвечает им Екатерина Сливина, руководитель Агентства по туризму Иркутской области. И дает понять, что китайцы не главная проблема. О каком туризме можно говорить, если правила организации туризма и отдыха на Байкале еще не разработаны? Их нужно создавать совместными усилиями – вместе с Бурятией. Байкал - это территория двух субъектов, а у нас до сих пор нет даже единой формы документов.

На обеих встречах как приговор звучала фраза: сегодня Байкал почти убит. И одна из главных проблем - «фекалийное загрязнение территории». Озеро загадили и дикие палаточники, и турбазы, и прогулочные корабли - все отходы идут в Байкал. Утилизация мусора после туристов - еще одна проблема.

- Хоть сама садись, охраняй мусорный полигон на Ольхоне! - в сердцах сказала на обсуждении правил Нина Абаринова, заместитель министра природных ресурсов и экологии Иркутской области.

Этого слайда туроператоры испугались больше всего. Как развивать туризм, если на гектар должно быть не больше 1-2 человек?

В то же время московские руководители проекта «Дикая природа России» уже говорят, что на их территории туристам не будет разрешено даже пользоваться изделиями из пластика. Федеральный центр уже переигрывает регионалов по экологической теме: пока вы не можете даже договориться о сотрудничестве между двумя территориями, мы сами установим жесткие правила, сохраним вашу природу, да еще и привезем на Байкал миллионы наших весьма небедных экотуристов.

А вот что в таком случае останется иркутянам?

Байкальский гектар

Сегодня создание правил организации туризма и отдыха на Байкале выглядит как запоздалое и потому беспомощное действие. Это научное исследование, суть которого --провести зонирование байкальской территории и рассчитать рекреационную нагрузку. Исходя из результатов этого исследования и будут написаны сами правила, а также прописан механизм контроля их соблюдения.

Впрочем, общественность пригласили на презентацию даже не самих правил, а их макета - до конца января в макет должны внести предложения общественности. Исполнитель несколько запоздавшего областного заказа - Институт географии СО РАН им. В. Б. Сочавы. Заместитель директора по науке Леонид Корытный несколько раз повторил, что создавать эти правила нужно было значительно раньше, лет 10 назад.

Географы показали солидную стопку бумаги с результатами исследований - работа действительно проведена большая. Очень внимательно слушали их владельцы байкальских турбаз и представители местных администраций, приехавшие на общественные слушания. Главный слайд - допустимые нагрузки на локальные наземные экосистемы - вывел их из равновесия. Так, на прибрежной полосе юго-восточного направления допустимо пребывание четырех человек на 1 гектар, а на прибрежной полосе северо-восточного направления - и вовсе одного. Все просто: один человек – один гектар.

Юрий Демиденко, владелец турбазы на Малом море: «Если бы вы продали свою квартиру и попытались построить турбазу на Байкале, вы бы по-другому относились к этим правилам».

Ольхонцев смогут выселить только «вперед ногами»

- На Ольхоне этим летом уже пытались контролировать численность туристов, - возмущается Юрий Демиденко, представитель одной из турбаз. - Китайцев везли огромными автобусами, а российских туристов тормозили перед паромом... Конечно, если бы вы продали свою квартиру в городе, чтобы построить турбазу на Байкале и зарабатывать на этом, вы бы по-другому относились к этим правилам.

Прозвучала и вовсе крамольная мысль: чтобы по-настоящему спасти Ольхон, нужно переселить всех жителей на материк, а туристов возить под строгим контролем. «Вы нас выселите только вперед ногами», - ответили жители Хужира, которые конечно же явились на обсуждение макета правил.

Многих возмутила некая «завеса тайны» – недоговоренность по самым ключевым моментам. Например, был показан слайд о плотности застройки в пределах 500-метровой прибрежной полосы. На нем почти все побережье Малого моря «красное», то есть плотность там выше допустимого.

- А вы покажите нам подробную карту юга Байкала с вашими исследованиями – мы, кстати, и приехали ради этих данных, - попросила Оксана Проворова, начальник управления социально-экономического развития администрации Слюдянского района. - Кстати, у нас назревает еще одна проблема - профессиональная переподготовка местного населения, которое занято в туристической отрасли. По новым законам, чтобы работать в туризме, нужно подтвердить свою квалификацию и пройти платные курсы. Наши жители считают это несправедливым, но все готовятся к новым временам. Поэтому нам нужны точные данные, какая ситуация с туризмом в нашем районе.

Но их карту слюдянцам так и не показали - пока ее увидит лишь заказчик, Минприроды Иркутской области. Известный эколог Марина Рихванова попросила как можно скорее выложить всю информацию в публичный доступ, чтобы население смогло правильно оценить ситуацию с Байкалом. И внести свои предложения - их принимают до 30 января в Институте географии. С некоторыми выдержками из труда географов можно ознакомиться на сайте Минприроды Иркутской области.

Все стороны сошлись на том, что дальше тормозить нельзя. Не договорятся чиновники с турбазами и дикими туристами - не будет ни баз, ни «палаточников». Их место займут организованные группы китайцев, которые будут ходить возле Байкала по специальным экологическим дорожкам. Уникальная природа священного озера будет сохранена. Но это уже будет не иркутская история...

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №46 от 20 декабря 2017

Заголовок в газете: БАЙКАЛЬСКИЙ ГЕКТАР

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру