Мужчинам «за пятьдесят» на биржу труда вход заказан

В Иркутской области возрастная дискриминация набирает обороты

В областном центре занятости населения каждый второй посетитель – мужчина, чья голова облагорожена сединой. В глазах у каждого немой вопрос: «Неужели меня снова не возьмут на работу?» Они похожи на сирот из детских домов, которые никому не нужны --хотя имеют специальности и большой опыт…

В Иркутской области возрастная дискриминация набирает обороты
фото с сайта sputnik.by

Переучиться на бухгалтера

В областном центре занятости - очередь. Много молодежи, но еще больше тех, кому за 50. Игорь Иконников ходит сюда два раза в месяц уже почти год. Ему 51 год, почти десять лет он руководил строительной компанией.

- По профессии я авиатехник, окончил ИВАТУ, - рассказывает Игорь. – Но работал в самых разных сферах. Был машинистом, водил трактор, сам строил дома. Хочу доработать до пенсии. Но главное - приложить свои навыки. Я ведь многое знаю и умею! А мне предлагают  вакансию заведующего складом за 18 тысяч рублей в месяц на другом конце города.

Игорь Иконников. Фото автора и из архива Гульнары Шориной

-  Неужели для людей вашего возраста совсем нет вакансий?

- С нормально оплачиваемой работой – для меня как минимум от 35 тысяч рублей – каждый раз выходит такая ситуация: приезжаешь с бумагой из центра занятости на это предприятие, а они говорят – вакансия уже занята. Сколько раз ездил – везде одна картина: может быть, они берут блатных, а нас  специалисты центра гоняют туда «для статистики»? Или вот история. Приезжаю на автопредприятие. Там полная разруха: специалистов нет, сидит одна молодежь, которая ничего не умеет.  Почему сегодня на работу берут именно молодых? А что они знают, кроме своих компьютеров? Лично я разбираюсь и в компьютерах.

Что же еще предлагают мужчинам с профессией в центре занятости? Например, пройти курсы бухгалтерии 1-С. Обещают, что тогда шансов получить работу будет больше.

- Но курсы платные, и я не бухгалтер. Неужели нельзя найти применение моим знаниям?

Игорь говорит, что пытается найти работу и самостоятельно – через Интернет и по знакомству. Бесполезно – как только узнают про возраст, дают от ворот поворот.

Руководитель кадрового агентства Гульнара Шорина. Фото автора и из архива Гульнары Шориной

…или на главного начальника

Иркутские кадровые агентства подтверждают тенденцию: устроиться на работу после 50 трудно и мужчинам, и женщинам. Но у женщин хотя бы пенсионный возраст наступает раньше.

- Собственники бизнеса хотят работать с сотрудниками, которыми можно легко управлять, - говорит Гульнара Шорина, руководитель кадрового агентства. - С возрастными кандидатами часто возникают трудности. У них бывают проблемы со здоровьем и физической активностью. К тому же они привыкли все делать по-своему, и большинству работодателей это категорически не нравится. Возрастные кандидаты трудно переключаются на новый лад, не всегда владеют современными технологиями. Правда, бывают исключения.

- Неужели никому не нужен опыт этих специалистов, которые «жизнь прожили» и многое знают?

- Между прочим, на позиции топ-менеджеров, руководителей предприятий, заместителей директоров возрастные кандидаты рассматриваются наравне со «зрелыми». Но здесь важен личный опыт и багаж знаний кандидата. Берут пенсионеров и в научные организации, и в преподаватели вузов – если у кандидатов есть педагогический стаж. Правда, и в образовании сегодня тоже отдают предпочтение молодым.

- Куда же пойти работать 50-летним мужикам?

- Их хорошо берут в охрану. Компании часто ищут водителей именно в возрасте: считается, что они ездят надежнее, чем молодежь на «турбированных тачках». Мужчинам в этом возрасте могут быть рады в сфере мелкооптовых и розничных продаж.  Могут быть и вакансии в компаниях, где важно  выстраивать взаимоотношения с клиентами. Разумеется, при наличии необходимых качеств и компетенций у кандидата на должность.

Пенсионерам даже травматику не доверяют

Между прочим, попасть в охрану – целое дело. Это «блатная» профессия, и лучшие места в ней давно заняты – как правило, более молодыми мужчинами. Тем, кому уже за 50, доверяют, как правило, дежурство в магазине или в школе – не больше. Такая работа оплачивается ниже всего – от 60 до 100 рублей в час.

- Дали палку и сказали – ходи вдоль забора, можешь стучать по профлисту – воров отгонять, - рассказывает Сергей Политов, который уже два года на пенсии. – Охранял я базу с алкоголем: отгружали они фурами круглые сутки, очень нервная работа. Ушел через два месяца: работа сутки через трое, чувствую – стал уставать. Мужики – те, что помоложе, ближе к ночи ложатся спать: говорят, не парься, все равно никто ничего не украдет. А я не могу - как я могу спать, если я на работе?! Не могу себя пересилить.

Сергей был вынужден пройти специальное обучение на право носить травматическое оружие. Каждый охранник в их ЧОПе должен был получить такую лицензию. Говорит, отдал одну тысячу рублей, было всего два занятия, хоть в корочках и написано, что занятий и стрельб должно быть намного больше. Но пистолет-травмат ему так и не выдали: оставили ходить с палкой. Потому что он «пенс» (от слова «пенсионер».)

- У молодых отношение к нам такое: этим «пенсам» и палки достаточно, - продолжает Сергей.  -  В нашем возрасте ценятся только узкие специалисты рабочих профессий: крановщики, столяры, токари, фрезеровщики. Потому что  молодежь не идет в «кузьмичи». Они ведь все теперь модные.

Молодежь и старики равны

Статистика знает все. В Иркутской области проживает 758,8 тыс. человек в возрасте 50 лет и старше, это почти треть населения (31,5%). А в начале нулевых иркутян «за 50» было всего 24,2%.  Пенсионеров становится больше из-за демографического старения населения вообще по  стране, а в Приангарье это еще происходит на фоне общего снижения числа жителей.

- Конечно, от возраста зависит поведение на рынке труда, - комментирует Елена Сигачева, заместитель руководителя Иркутскстата. - Надо сказать, что у проживших полвека экономическая активность и занятость ниже, чем у тех, кто моложе, за исключением только самых молодых, до 25 лет. И с каждой последующей «пятилеткой» этот уровень еще снижается. У 50-летних и чуть старше отмечается пик безработицы – 9,1% Выше только в молодежной среде. Например, сегодня уровень общей безработицы в 60-64 года – 7,6% .

Женщин-пенсионеров в Иркутской области больше почти в полтора раза: на каждую тысячу мужчин приходится 1602 дамы. Устроиться на работу проще в какой-то степени: их берут в уборщицы, вахтеры, нянечки. Может быть, поэтому они и дольше живут?..

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №39 от 1 ноября 2017

Заголовок в газете: «Дали палку, сказали: ходи…»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру