Выпускники лучших школ области бегут на запад

Для дальнейшей учебы в Иркутске нет мотивации, а возвращаться просто некуда

Благодаря тому, что не у всех родителей хватает средств на обучение детей в столице или за границей, в Иркутской области еще сохраняется некий потенциал: талантливые дети вынуждены поступать в иркутские вузы, которые неуклонно сдают свои позиции под влиянием внутренних и внешних обстоятельств. Но даже оставшись здесь для получения образования, они в дальнейшем вынуждены искать место для применения своих знаний – на малой родине их способностям «выше среднего» не находится достойного применения.

Для дальнейшей учебы в Иркутске  нет мотивации, а возвращаться просто некуда

Денег нет уехать

Московский Центр непрерывного математического образования при информационной поддержке "Социального навигатора" МИА "Россия сегодня" и "Учительской газеты" при содействии Министерства образования и науки РФ подготовил перечень ТОП-500, 200, 100 школ, которые продемонстрировали высокие образовательные результаты в 2016-2017 учебном году. Основные критерии  отбора - результаты ЕГЭ и участие в российских олимпиадах.

Девять образовательных учреждений Иркутской области попали в этом году в список лучших. Это иркутские лицей № 2, лицей-интернат № 1, лицей РЖД и лицей ИГУ, ангарский лицей № 1, иркутская гимназия № 25 и братская № 1, иркутская школа № 64 и ангарская № 10.

Мы поинтересовались у директоров лучших школ, остаются ли их выпускники в области, или стремятся уехать. И выяснили, что вопрос: куда пойти учиться? – не стоит перед ними. Дети подают документы сразу в несколько вузов и поступают, а затем выбирают. Критерии у всех разные: престижность, уровень, финансовая составляющая. Именно из-за этого последнего критерия часть лучших выпускников Иркутской области и остается на родине. Хотя, конечно, это не всегда  единственная причина.

Совмещенка добавляла Иркутску студентов

Гимназия № 25 – одно из самых популярных образовательных учреждений Иркутска. Сюда стремятся попасть не только жители микрорайона Солнечного, но и отдаленных районов города. Причем родители несут справки о прописке в близлежащих домах, которые закреплены за гимназией, рассказывает директор Владимир Безденежных.

Сегодня 15 бывших выпускников гимназии вошли в ряды преподавательского состава. Преподают здесь и профессора высших учебных заведений. К сожалению, из-за сокращения финансирования преподавательский состав вузов, читающий лекции также и в гимназии, сократился. Основным партнером гимназии остается ИГУ.

Было время, проводили совмещенные экзамены с вузами в самой гимназии. Как говорится, дома и стены помогают. Конечно, сдавать вступительные экзамены в родной школе гораздо легче, менее волнительно и больше стимула поступить в местные учебные заведения.

Из выпуска 2017 года только четыре медалиста из 22 остались в Иркутске. Остальные отправились покорять столичные университеты. Есть студенты в Берлине, две бывшие гимназистки живут в Лондоне. Владимир Безденежных считает, что оттоку ребят за пределы области способствуют информатизация и глобализация. Гимназисты со своими высокими баллами поступают в несколько вузов не только в России и потом выбирают, исходя, в частности, из финансовых возможностей. К слову сказать, из тех, кто покидает родные пенаты, лишь единицы возвращаются в Иркутск.

Директор гимназии N 25 Владимир Безденежных

Возвращаться некуда

В лицее № 2 рассказали о печальном опыте своих выпускников, поступивших в столичные вузы: возвращаться им некуда. Приезжают иркутяне после окончания вузов, а работу найти не могут. И это выпускники одного из сильнейших лицеев города.

В лицей № 2 детей принимают с 8 класса. Здесь имеются физико-математический, социально-экономический, информационно-технологический профили. Работает лаборатория нанотехнологий и IT-школа. Лицеисты становятся студентами МГУ, МФТИ, обучаются, а затем живут и трудятся в Чехии, Германии, Китае.

Но нельзя сказать, что все поголовно уезжали пытать свое счастье в столичные университеты или за границу. По оценкам руководства – 50% на 50%. Половина все же остается в родном городе. Опять-таки одна из основных составляющих – это финансовая сторона вопроса, ведь мало учиться в Новосибирске, Нижнем Новгороде, Москве или Праге – там нужно еще и на что-то жить.

Дети «из области» остаются в Иркутске

Лицей-интернат № 1 Иркутска в этом году попал в 5 топов. Кроме места в ТОП-500, он был признан лучшим математическим, социально-экономическим, физико-математическим образовательным учреждением, а также лучшим среди тех, кто создает условия для развития способных детей.

В последние годы в лицее все меньше детей из территорий области. Как считает директор Марина Куприна, родители, которые стремятся воспитать успешных детей, стараются сами перебраться в областной центр. Сегодняшние родители не хотят отпускать детей учиться в другой город, отрывать его от дома. Поэтому число приезжих уменьшается каждый год.

Для того чтобы не пустовали здания, руководство лицея решило даже открыть начальную школу. Здесь делают большой упор на выявление талантливых детей. Ведется практика преподавания профессорами иркутских вузов. И, по словам директора, бывшие лицеисты часто остаются в городе, поступают именно в местные вузы.

Склонность к патриотизму

Склонны к патриотизму и выпускники ангарского лицея № 1. В этом году у лицеистов средний балл ЕГЭ выше, чем в 2016-м. По словам директора Натальи Белоус, многие уезжают в Иркутск, и бо́льший процент, таким образом, остается на родине. Менее 50% устремляются в центральные города России, а кто-то и за границу (хотя в позапрошлом году бо́льшая часть выпускников – 56% - уехали учиться в европейскую часть страны).  

Бывших ангарских лицеистов можно встретить и в Чехии, и в Австрии, и в других странах. Те, кто уехал учиться за пределы Иркутской области, на родину после окончания вуза не возвращаются. Выдержав высокую конкуренцию при обучении, они легко находят свое место и в Москве, и где-нибудь в Праге. Ангарский лицей № 1 ведет свою статистику, согласно которой популярностью у выпускников пользуются такие специальности, как менеджеры, ТОП-менеджеры, государственные служащие, экономисты.

На очередном юбилее школы из 300 присутствующих 2/3 сказали, что самое значительное достижение в их жизни – это семья и работа.

Без мотивации

Если половина бывших выпускников ангарского лицея № 1 выбирает престижные университеты Иркутской области, то директор школы № 10 города Ангарска Юрий Красиков с уверенностью заявил, что большинство его выпускников уезжает в центральные вузы России. Причем эпоха информатизации и глобализации не имеет к этому никакого отношения. «Как 40 лет назад уезжали, так и сейчас уезжают», - отметил Юрий Красиков.

Директор школы № 10 города Ангарска Юрий Красиков

«Нет мотивации, не создана на местном уровне», - объясняет этот факт директор СОШ № 10.

Поддержали коллегу в гимназии № 1 города Братска. Бывшие гимназисты становятся студентами не только вузов центральной России, они находят свое место под солнцем в Канаде, Чехии, Финляндии, Китае.

«Их способности не соответствуют здешним темпам развития. Сначала нам необходимо создать привлекательные условия для них», - считает директор братской гимназии № 1 Наталья Сиреньщикова.

Директор братской гимназии № 1 Наталья Сиреньщикова

Определенная часть выпускников школы № 64, которая уже второй год подряд попадает в ТОП-500 лучших школ России, также уезжает в центральную часть страны. Причем больше выпускников едет в Санкт-Петербург, нежели в Москву. Половина остается в Иркутске, а некоторые отправляются за границу. Получив высшее образование в столичных или зарубежных университетах, возвращаться на родину не торопятся. «Там куда большие возможности для развития успешной личности», - считает директор школы № 64 Галина Газенкампф.

Выигрывает специальное образование

Специфические лицеи РЖД и ИГУ – это особое образование. Конечно же, лицеи готовят кадры для своих университетов. Но это не значит, что выпускники обязательно становятся студентами ИГУ и ИрГУПСа.

Лицей ИГУ уже многие годы удерживает лидирующие позиции не только в Иркутской области, он традиционно входит в ТОП-500 лучших школ России. Здесь имеется физико-математический, экономико-математический, естественнонаучный, лингво-математический, информационно-математический профили, а также класс с углубленным изучением математики. Такой широкий спектр позволяет сделать выбор в пользу определенных способностей ученика, а почти вузовское образование дает высокую конкурентоспособность выпускникам.

В лицее РЖД обучаются дети железнодорожников. Здесь поддерживается преемственность между детским садом и лицеем, лицеем и университетом и, конечно, университетом и организациями РЖД. Вообще, всячески поддерживается династийность. Но это не значит, что после окончания лицея все идут обучаться по железнодорожному направлению, хотя большое внимание уделяется воспитанию патриотизма к профессии. В 2016 году этот лицей выпустил 14 медалистов. Они поступили в самые передовые вузы страны, один выпускник уехал в Америку. «Создать мотивацию для обучения – это важно», - считает директор лицея РЖД Ольга Штепина. О  возможности трудоустройства здесь не говорят: железная дорога всегда нуждается в кадрах.

А вот всем прочим и, главное, власти и самой области следует озаботиться. Иначе отток мозгов будет продолжаться из года в год. И единственной причиной, а точнее неприятным обстоятельством для того, чтобы остаться, будет стесненное материальное положение родителей.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №39 от 1 ноября 2017

Заголовок в газете: Утечка мозгов

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру