Наконец нашелся хозяин
Дом Шубиных, что прячется за забором по адресу: ул. Лапина, 23 – уникальное здание и до недавнего времени один из самых больных вопросов Иркутска. Это самый старый деревянный дом, сохранившийся после большого иркутского пожара 1879 года. Историки могут лишь приблизительно назвать год его строительства – 1781. Первоначально это была совершенно непримечательная одноэтажная постройка с нижним этажом, так называемым подклетом, и высокой крышей. Дома повыше строить в то время не разрешалось, именно поэтому тогдашние владельцы дома решили соорудить таким хитрым образом нижний этаж – он был виден только со двора. Позже хозяева возвели прируб, дополнительные входы в подклет и в основной этаж. Еще позже была перестроена верхняя часть: крышу разобрали и со двора пристроили антресоль с балконом. Приблизительно таким дом Шубиных сохранился до наших дней – сохранился кое-как из-за безответственности прошлых собственников и многочисленных пожаров.
Кто был первым владельцем дома, неизвестно, документы не сохранились. Потом строение превратилось в доходный дом, где часто менялись жильцы, не особо беспокоясь о сохранности съемного жилья. Потом – в рядовой советский дом, где гражданам дали квартиры. Не один десяток лет сегодняшний памятник архитектуры регионального значения и вовсе простоял без присмотра, с дырявой крышей, под открытым небом. Он славился как бельмо на глазу деревянного Иркутска, свидетельство апатичности городских властей. Дом превратился в приют для бомжей, которые разжигали внутри него свои костры, переходящие в пожары.
Когда в очередной раз костер разгорелся не на шутку, перейдя в пожар, и грозил спалить уже и соседний жилой дом, примыкающий к пустующему дому Шубиных, за памятник взялись всерьез. Тем более что ценная «деревяшка» нависла над дорогой, грозя обрушиться на проезжую часть. Так под давлением обстоятельств началось спасение самой знаменитой иркутской «деревяшки».
Региональные власти в 2012 году изъяли наконец памятник у собственников, которые так и не смогли привести его в порядок. Дом Шубиных был выставлен на торги за скромную сумму – чуть менее 300 тысяч рублей. В итоге его приобрела компания «ЭлитСтрой» за 2,1 млн рублей. Недвижимость в центре города, пусть даже в таком состоянии – лакомый кусочек. Покупатель, чтобы заполучить объект, не скупился. Но реализовать задуманное не получилось. Компания не могла приступить к реставрации из-за длительного, затянувшегося оформления документов – и решила снова продать дом-памятник, пока он окончательно не разрушился. Продали дом Шубиных на этот раз не компании, а физическому лицу, который сейчас и приступил к реставрационным работам.
Под памятником вырыли котлован
Этим летом 2017 года памятник вновь привлек внимание общественности. Жильцы, проживающие в непосредственной близости к историческому строению, забили тревогу, когда здание разобрали и начали рыть котлован. Люди, опасаясь, что их собственный дом может пострадать от начавшихся масштабных работ на площадке дома Шубиных, обратились в службу по охране объектов культурного наследия и подняли шумиху в прессе.
– Мы, естественно, выехали на площадку, еще раз все посмотрели. Хотя и без того постоянно отслеживали процесс реставрации и согласовывали сам проект, по которому сегодня производятся работы, – говорит руководитель службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области Евгений Корниенко. – Но людей волновало, зачем нужен такой большой котлован. Мы объяснили: котлован нужен для цоколя. А сверху будет возведен сам дом, один в один как был. Мы убедились, что меры, которые принял заказчик, чтобы откос не съехал, достаточные.
Позже цокольный этаж забетонировали, а сейчас приступили уже к возведению сруба. И сегодня общественность интересует другой вопрос: не станет ли дом Шубиных еще одним новоделом, каких в Иркутске немало – хотя бы в историческом 130 квартале Иркутска?
Сколько останется от старого дома?
Точный ответ, сегодня, пожалуй, не даст ни один специалист. Впрочем, и ранее эксперты после визуального осмотра здания говорили о том, что порядка 70% материалов дома сгнило и для реставрации использоваться не может. Фактически старый материал потерян. Но все, что сохранилось и можно использовать, будет использовано. Людмила Сорокина, директор ООО «Сибирский научно-исследовательский проектно-реставрационный институт «Наследие», где готовился проект реставрации памятника, уверяет, что все работы проводятся под надзором института и Службы по охране объектов культурного наследия. Строители, по ее словам, самовольно не делают и шагу.
– Сейчас сложно сказать, что мы получим в итоге. Поймите, дом долго стоял без присмотра, несколько раз горел. Крепкие бревна есть, и по возможности они будут использоваться. И не стоит забывать, что проект реставрации получил положительное заключение историко-культурной экспертизы, – успокаивает руководитель института.
Евгений Корниенко подтверждает, что часть прежних бревен, которым – страшно подумать! – две сотни лет, будет использоваться в новом срубе, а кроме этого, строители возьмут и часть старой обшивки дома, которой будут закрывать углы.
Собственник объекта обещает возвести сруб к концу октября этого года. Потом новострой должен будет отстояться. Внутри дом будет таким, каким его хочет видеть собственник. Внутренняя отделка помещения предметом охраны не является. Нынешний владелец дома Шубиных намерен сохранить дом жилым. Возможно, в нем будет мини-гостиница с кафе в цоколе.
В Иркутске могут изъять еще один дом
В свое время изъятие дома Шубиных у собственников стало событием не только в регионе, но и в стране в целом. Судьба других памятников архитектуры в Иркутске подобным образом не решалась, но в скором времени прецедент может повториться и в отношении других деревянных памятников. – В прошлом году нами подано 42 иска к собственникам домов – иски о необходимости принятия мер по сохранению объектов культурного наследия. Мы подобрали объекты, которые находятся в самом плачевном состоянии. Суды, как правило, встают на нашу сторону. И хотя изъятие собственности у граждан крайняя мера, мы в ряде случаев, когда речь идет о самой последней возможности спасти памятник, можем на это пойти, – объясняет Евгений Корниенко. – В частности, речь идет о практически разрушенном доме на улице Красноказачьей. Несколько собственников в надлежащее время не предприняли мер по его сохранению. Возможно, он повторит судьбу дома Шубиных – будет наконец восстановлен.