Как отговорить монголов строить ГЭС?

Российским экологам удалось добиться новых общественных слушаний по ГЭС в самой Монголии

Вопрос о строительстве монгольских ГЭС по-прежнему остается одним из самых животрепещущих в Байкальском регионе. За прошедшее лето неправительственные экологические организации провели большую работу, и дело сдвинулось, драматизм вопроса поутих. «В Монголии на самом деле много электроэнергии» – утверждает представитель общественной организации «Реки без границ», заместитель председателя общественного экологического совета при прокуратуре Республики Бурятия Сергей Шапхаев, который работает по проекту монгольских ГЭС в тесном сотрудничестве с иркутскими экологами. И получать ее можно без строительства опасных для Байкала сооружений. Альтернативные источники и российская электроэнергия – вот что, по мнению экологов, спасет ситуацию. Вопрос сегодня только в том, смогут ли стороны договориться.

Российским экологам удалось добиться новых общественных слушаний по ГЭС в самой Монголии
Фото: www.ntv.ru

Российское общество высказывается против

Напомним, что проблема строительства монгольских ГЭС поднята около трех лет назад. Речь идет о сооружении каскада станций на нескольких реках Монголии, в том числе на реке Орхон, которая является притоком Селенги, и на самой Селенге, напрямую питающей водами Байкал. Инициатива монголов была изначально связана с их жалобами на то, что российская сторона, у которой Монголия традиционно покупала энергию, завышает тарифы.

В связи с грядущими проектами строительства ГЭС, угрожающих Байкалу, экологическая и научная общественность заволновалась, предполагая серьезные последствия для великого озера. По настоянию общественников Всемирный банк, который финансирует эти проекты, признал необходимость общественных слушаний по этим проектам и финансирование заморозил. Проект МИНИС и правительство Монголии вынесли вопрос о строительстве Шурэнской и Орхонской ГЭС на общественные слушания, в том числе и в прибайкальских регионах России.

И жители байкальского побережья в Иркутской области и Бурятии высказали единую позицию – нельзя допустить строительства этих ГЭС. Причем надо понимать – и об этом на майских общественных слушаниях в Иркутской области резко говорили представители российских экологических организаций – что проект МИНИС – это не столько проект по осчасливливанию обделенных электричеством жителей Монголии, сколько проект по обеспечению энергией все растущих аппетитов горнодобывающей промышленности. Причем представители монгольской делегации на слушаниях всячески старались затушевать этот коммерческий аспект, надавив на «социалку», живо обрисовав страдания жителей, например, района Гоби. Впрочем, для умеющих читать название проекта говорит само за себя: проект по поддержке инвестиций в развитие инфраструктуры горнорудной промышленности.

Документы для россиян и монголов оказались разными

Резолюции абсолютно всех российских общественных слушаний по ГЭС неутешительны для Монголии. Однако это не значит, что наши соседи взяли и отказались от своих амбициозных замыслов, вопрос, конечно же, не решен. Но, к счастью, и не подвешен. Сергей Шапхаев и его иркутская коллега Марина Рихванова, бывший сопредседатель небезызвестной организации «Байкальская экологическая волна», ныне представляющая «Социально-экологический союз», считают, что благодаря неправительственным организациям и гражданской активности российского населения все стороны заработали в нужном – читай, экологическом – направлении: и Всемирный банк умерил свой пыл, и российское правительство активно ведет переговоры с Монголией, и Китай заморозил кредит на строительство гидроэлектростанции Эгийн-Гол, которая уже находится в высокой стадии готовности. Да и сама Монголия вынуждена уступить давлению общественности – как утверждает Марина Рихванова, удалось добиться новых слушаний в Монголии, поскольку выяснилось, что документация, представленная российской и монгольской общественности, сильно разнилась.

Вообще же, экологи считают, что Монголия может обойтись без этих ГЭС, которые подвергают риску Байкал. Во-первых, на ее территории есть двенадцать маленьких ГЭС, которые были построены еще в советское время советскими специалистами. Вкупе с ветросолнечными станциями они могут решить вопрос пиковых нагрузок на монгольскую энергосистему.

Регионы начали конкуренцию на поставку энергии

– Ведь энергии в Монголии много. Проблемы у них начинаются только в пиковые моменты – например, зимой. И снимать эти пиковые нагрузки помогут гидроаккумулирующие станции, которые не требуют сооружения плотин. Этот вариант монголам предложен. Проблема лишь в том, что как у нас плохие сети, так и у них неважные – по дороге теряется большое количество энергии. Всемирный банк принял решение выдать кредит на проект по энергосохранности со строительством ветросолнечной станции. Они ее проектируют. – говорит Сергей Шапхаев, известный как непримиримый противник монгольских ГЭС.

Во-вторых, как считают экологи, российской стороне нужно обдумать вариант снижения тарифов для Монголии. И сейчас соответствующее российское министерство активно взаимодействует с монгольской стороной – ведь если будут построены их ГЭС, то у нас образуются излишки энергии, то, что раньше мы продавали за границу.

Фото: ren.tv

– Сейчас рабочая группа рассматривает возможности снижения тарифов и переброски электроэнергии в Монголию с Иркутской ГЭС, с Гусиноозерской ГРЭС, которая в период пиковых ситуаций выручала монголов, а также есть вариант переброски энергии с Саяно-Шушенской ГЭС – для этого нужно строить специальную ЛЭП, но этот проект лоббирует Красноярский край. Так что есть прямая заинтересованность Иркутской области и Бурятии – эти три проекта конкурируют, – рассказывает Шапхаев. И вместе с тем отмечает, что здесь, конечно, надо хорошо подумать – ведь с какой стати мы должны «кормить их возрастающие аппетиты», если касаются они горнорудной промышленности, где подвизаются иностранные компании.

Член Совета Федерации от Иркутской области Виталий Шуба на пленарном заседании Байкальского международного экологического водного форума  подтвердил мысль Шапхаева. «Строительство ГЭС может привести к тяжелым последствиям. Но должно быть компромиссное решение. Если у Монголии есть проблемы с дефицитом энергии, то российская сторона должна помочь и ликвидировать этот дефицит. Надо предложить альтернативу, если мы выносим предложение не строить ГЭС. Необходимо рассмотреть все варианты, включая поставки энергии из России», – сказал он.

Риски по Байкалу только просчитываются

Но Байкал, который стал, по словам Шапхаева, разменной монетой в этой ситуации, должен оставаться нетронутым независимо от того, договорятся стороны или нет. Поэтому работа по его спасению продолжается – в первую очередь, продолжается оценка предполагаемого воздействия предполагаемых монгольских ГЭС на Байкал. Ведь выяснилось, что на момент презентации проекта риски не просчитывались.

Иркутские ученые, к примеру, академик Игорь Бычков, председатель Президиума Иркутского научного центра, научный руководитель ИНЦ СО РАН, входят в совместную российско-монгольскую рабочую группу, которая призвана исследовать проблему в полном объеме. 2-3 октября в Улан-Баторе пройдет заседание экспертов, которые обсудят вопрос влияния монгольских ГЭС на Байкал.

И если выяснится – на стратегическом и региональном уровне – что риски высоки, Всемирный банк остановит финансирование, считает Сергей Шапхаев. Он говорит, что ситуация не драматична, хотя еще далека до завершения. 30 сентября Всемирный банк должен принять решение о продлении проекта. И, по мнению экологов, продлят еще на год. Затем начнется документальная работа, которая продолжится до тех пор, пока не утвердят техническое задание, затем предстоит тендер, новые слушания – все это, предсказывает Шапхаев, должно занять около 18 месяцев. А дальше дело дойдет и до новых общественных слушаний. Может быть, к этому времени Россия найдет, что предложить Монголии взамен строительства ГЭС.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру