Уркаганов решено увещевать медиацией

Минобр Приангарья защитит кадетов Усолья от избиений семинарами

Министерство образования Иркутской области потерпело полное фиаско в Усольском гвардейском кадетском корпусе, где одни ученики систематически жестоко избивают других. На ужасающие подробности издевательств ведомство Валентины Перегудовой ответило отписками и дежурными увольнениями. В результате кадровых перестановок в учреждении только вырос авторитет «воровского» клана воспитанников, который возглавил внук нового директора, а избиения и вымогательства продолжились. Областные чиновники оказались не способны решить проблему кадетских учреждений, поскольку, как выяснилось, даже не признают ее существования. Об этом прямо заявила сама министр, обвинившая во всех бедах журналистов и общественность, которые, судя по всему, не дают чиновникам привычно замалчивать издевательства над детьми.

Минобр Приангарья защитит кадетов Усолья от избиений семинарами
Фото: http://www.usgg.ru

— Избиения будут происходить до тех пор, пока мы не определимся, что хотим иметь — учреждение для перевоспитания или школу, которая должна готовить будущих офицеров, — уверен секретарь политсовета партии «Единая Россия» в Усолье-Сибирском Сергей Рыбинский. — Группа детей, некоторые из которых состоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, доминирует над всеми остальными. Точно так же возникла дедовщина в советской армии, когда туда стали призывать осужденных. Родители отправляют в кадетский корпус своего ребенка в надежде, что он получит военное образование. Там он сталкивается с избиениями и вымогательствами, что напрочь отбивает у него желание в дальнейшем связывать свою жизнь со службой Родине.

Атмосфера морального разложения

Усольский кадетский гвардейский корпус расположен на окраине Усолья-Сибирского и с трех сторон окружен лесом. На 43 гектарах земли областного учреждения стоит учебный корпус, две казармы, столовая, санчасть, банно-прачечный комбинат, клуб и 12-квартирный дом для педагогов. Дети могут поступить в интернат после окончания шестого класса средней школы. По данным регионального Минздрава, которые Валентина Перегудова озвучила на сессии Законодательного Собрания 19 апреля, больше половины воспитанников кадетского корпуса не желают получать воинское образование, их сдали туда фактически против их воли. В частности, 30% детей отправили на перевоспитание, 10% школьников матери решили таким образом дать мужское воспитание.

Серьезного отбора кандидатов на обучение, который предполагает статус гвардейского кадетского корпуса, в учреждении нет. По словам бывшего начальника первого курса Дмитрия Гончарова, официально обязательным условием при поступлении является справка о том, что ребенок не состоит на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. Однако, по данным Гончарова, один стоящий на учете одиннадцатиклассник в школе все же есть. По информации Сергея Рыбинского, таких трудных подростков в интернате 11. Еще один экс-сотрудник интерната, пожелавший остаться неназванным, оценил общее количество бездельников и хулиганов в одной казарме в 30-40%.

— Часть детей приезжают в корпус на учебу, а в выходные разъезжаются по домам в Усолье, Иркутск и Ангарск. Кто-то из них общается с компаниями, связанными с субкультурой «Арестантское уркаганское единство» (АУЕ). Они погуляют в выходные, приезжают в корпус и переходят на «блатняк», — рассказал экс-воспитатель интерната.

Распространению «воровской» культуры способствует безделье и слабый контроль за учениками. По словам Дмитрия Гончарова, в 14.00 у воспитанников заканчиваются занятия, и до конца дня они фактически предоставлены сами себе. Занятия по воинской подготовке постоянно не ведутся, выезды за пределы корпуса невозможны из-за отсутствия транспорта. И если днем за детьми еще приглядывают воспитатели, в основном молодые выпускницы пединститута, то после отбоя контроль за ними отсутствует полностью. Порядки начинают устанавливать местные «авторитеты».

В такой атмосфере, по мнению депутата думы Усолья-Сибирского Максима Петрова, произошло расслоение учащихся на настоящих бандитов, будущих уголовников, и нормальных учеников, у которых первые вымогают деньги и мобильные телефоны, а не получив желаемое, избивают их. При этом, по словам экс-сотрудника интерната, жаловаться среди кадетов не принято, хулиганов серьезно не наказывают, а избиения предпочитают замалчивать, списывая травмы на бытовые инциденты вроде падения ребенка или удара мячом.

Вскрывшийся гнойник

По словам председателя усольского совета солдатских матерей Татьяны Кулиш, избиения одних воспитанников кадетского корпуса другими происходили давно. Но руководство учреждения предпочитало не выносить сор из избы, замалчивая факты неуставных отношений среди кадетов. Общественники знали о происходящем, но не имели подтверждений, достаточных для того, чтобы бить тревогу. Да и министерство образования, которому подведомственен кадетский корпус, ситуацию в учреждении почти не контролировало.

Первое за долгое время избиение, о котором узнала широкая общественность, произошло 17 октября 2016 года, когда 11 старшеклассников жестоко избили десятиклассника Ивана Макарова. После этого следственное управление СКР по Иркутской области возбудило уголовное дело о халатности руководства кадетского корпуса — на тот момент директора учреждения Игоря Пименова — и его подчиненных. Следствие быстро выяснило, что в интернате неоднократно происходили избиения одних учащихся другими и администрация учреждения не предпринимала никаких мер.

Официальную информацию о числе поступающих воспитанников учреждения в Усольскую городскую больницу, по словам Максима Петрова, также являющегося заместителем главного врача этой больницы, могут представить только в региональном Минздраве по запросу. Однако, как сообщил «МК Байкал» источник в этой больнице, в октябре-ноябре 2016 года из интерната госпитализировали до 15 человек в месяц с травмами, сейчас это число снизилось до 5-8 человек. До осени дети из интерната тоже поступали, но их учет не вели.

Эти данные соответствуют информации, неофициально полученной усольскими общественниками в городской больнице. По подсчетам председателя Усольского отделения Российского Детского фонда Тамары Молотковой, с октября в больницу поступило 49 кадетов с травмами, которые требовали медицинского вмешательства, в том числе семь с черепно-мозговыми травмами, три с пробитой грудной клеткой, 18 с переломами.

Несмотря на публичность проблемы и шквал госпитализированных кадетов, система замалчивания хоть и дала брешь, но все еще успешно работает. По словам прокурора Усолья-Сибирского Ивана Бортникова, уголовные дела возбуждены только по трем доказанным случаям избиений — помимо кадета Макарова это учащийся Мисорин и еще один восьмиклассник, ставший жертвой внука экс-директора интерната Ахадова. В остальных случаях в возбуждении дел было отказано, а травмы признаны бытовыми.

Изгнание недовольных

В конце 2016 года региональный Минобр решил принять меры. Как заявила на пресс-конференции 13 декабря Валентина Перегудова, ситуация с неоднократным избиением одних учеников другими стала для Минобра неожиданностью, поскольку воспитанники кадетского корпуса всегда положительно отличались на региональных и всероссийских конкурсах и соревнованиях. Вдруг выяснилось, что в учреждении «насаживаются даже не армейские порядки, а самые плохие ГУФСИНовские». По итогам служебной проверки был уволен уже находившийся под следствием директор интерната Игорь Пименов и пять преподавателей, а также отчислены восемь учеников из разных классов.

По словам Тамары Молотковой, министерство увольняло тех преподавателей, которые пожаловались на творящийся в интернате беспредел депутатам Усольской гордумы. Вторая волна увольнении прошла в начале 2017 года. Формальной причиной стало несоответствие сотрудников занимаемой должности. Бывшего воспитателя Екатерину Сабашникову, по ее словам, вынудили написать заявление по собственному желанию под угрозой отстранить от должности по статье. Сейчас женщина пытается восстановиться по суду. Чаще всего преподавателей увольняли за отсутствие педагогического образования, причем, по словам уволенных, решения принимались выборочно, несколько педагогов, не оканчивавших профильный вуз, остались.

Кроме того, как рассказал Сергей Рыбинский, в конце 2016 года на специально собранном совещании с участием представителей СУ СКР по Иркутской области звучало много пафосных слов о том, как надо навести в этом заведении порядок. Тогда представители СУ СКР по Иркутской области предложили региональному министерству образования свою помощь в этом вопросе, однако чиновники минобра уклонились от нее, сказав, что сами во всем разберутся. В самом конце года, 26 декабря, Минобр назначил нового директора, работавшего в сфере образования Республики Бурятии, члена КПРФ Мирзу Ахадова. Как убеждают в министерстве, новый руководитель был выбран не из-за своей политической принадлежности, а на основе конкурса.

— Он был назначен, и все Усолье ахнуло, — рассказала Тамара Молоткова. — Понятно было, что Ахадов — человек иной веры, иного менталитета, иной культуры.

По словам бывших воспитателей, когда новый директор вступил в должность, дети ненадолго притихли и затаились в ожидании новых порядков. Но вскоре хулиганы поняли, что ничего не изменилось, после чего вымогательства и избиения продолжились.

Укрепили «авторитетов»

В марте 2017 года факты издевательств над детьми вновь выплеснулись на страницы СМИ. По заявлению Тамары Молотковой, 16 марта в Усольскую детскую городскую больницу поступило два воспитанника интерната, один из которых с закрытой черепно-мозговой травмой. В частности, по словам Дмитрия Гончарова, был избит его четырнадцатилетний сын. Ребенок рассказал, что 11 кадетов сбили его с ног и один из них прижал его правой щекой к бетонному полу, наступив на левую сторону лица ногой, обутой в берцы. Потом стал с силой давить, это продолжалось очень долго. В пресс-службе Минобра «МК Байкал» заявили, что дети шли на самоподготовку и на лестнице один из них упал. По словам министра, из-за этого происшествия отстранены от исполнения должностных обязанностей аж шесть педагогов, но факт избиения в ведомстве так и не признали.

Хуже всего, что с назначением нового директора не только не прекратились избиения, но еще сильнее вырос авторитет «воровского» клана воспитанников. Дело в том, что еще до назначения Мирзы Ахадова в интернате учился его внук Анар Ахадов. По словам Тамары Молотковой, покровительство деда позволило этому воспитаннику не подниматься утром вместо со всеми, не носить форму, питаться отдельно и даже ездить по территории корпуса на дедовском «Лексусе». Таким образом, воспитанник приобрел небывалый авторитет.

Полную безнаказанность Анара Ахадова все же остановили сотрудники Следственного комитета. На подростка 19 апреля было возбуждено уголовное дело о вымогательстве с применением насилия. По данным источника «МК Байкал» в правоохранительных органах, 17 апреля 2017 года Анар Ахадов вместе с еще одним воспитанником Усольского кадетского корпуса избили другого восьмиклассника. Сначала у него вымогали 300 рублей, после чего потерпевший пожаловался социальному педагогу. Узнав об этом, Ахадов стал бить сверстника и требовать у него 800 рублей.

В день возбуждения дела по этим фактам Минобр уволил Мирзу Ахадова, который не проработал на должности директора и четырех месяцев. Свое решение Валентина Перегудова объяснила тем, что министерство не смогло «найти союзника в лице нового директора учреждения». На эту должность вновь ищут человека, при этом в ведомстве обещают «учесть ошибки назначения, которые были совершены при назначении предыдущих руководителей».

Вот и стрелочника нашли

Но корень проблем Валентина Перегудова усмотрела даже не в кадрах, а в активной позиции по данному вопросу журналистов и общественности. По мнению министра, неостывающий интерес к этой теме «мешает нормализации психологического климата в коллективе, порождает конкуренцию и вражду». Из-за публикаций в СМИ в учреждении были вынуждены ввести видеонаблюдение и «устроить слежку» за воспитанниками, в результате чего работники не могут «надлежащим образом выполнять свои должностные обязанности», а дети — заниматься учебой. По мнению регионального министра образования, проблемы кадетского корпуса будут решены, если его оставят в покое и дадут возможность заниматься ежедневной работой.

Из слов Валентины Перегудовой следует, что общественники и СМИ мешают чиновникам замалчивать проблему. Столь странное заявление министра объясняется попросту тем, что никакой проблемы в ее ведомстве и не видят. Ровно об этом говорят и ближайшие планы министерства по наведению порядка в интернате. В учреждении, которое давно живет «по понятиям», решено создать службу медиации для разрешения конфликтов между детьми. Для этого, по словам Валентины Перегудовой, со специалистами интерната будет проведен семинар.

Очевидно, что прекратить систематические избиения воспитанников ни один медиатор, даже прошедший семинар областного Минобра, не сможет. И само ведомство с его формализмом здесь бессильно. Поэтому единственное разумное решение, которое на сессии Заксобрания Валентине Перегудовой предложили сразу несколько депутатов от разных партий, — передать учреждение министерству обoроны РФ и сделать его элитным, настоящим гвардейским кадетским корпусом.

— Бесконечные смены директоров ничего не дадут. Потому что бороться нужно с проблемой, а не с ее последствиями, — резюмировал Сергей Рыбинский. — Решение может быть только таким кардинальным, комплексным. В противном случае избиения не прекратятся, а на выходе из этого учреждения мы будем получать не будущих защитников Родины, а воспитанных по воровским понятиям уркаганов.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру