Портреты Байкала в глиняных образах

В Иркутске открылась уникальная керамическая выставка художников со всего мира

18 апреля 2017 в 08:18, просмотров: 2877

В Иркутске открылась уникальная международная художественная выставка «Байкал-Кера­Мистика. Керамика, рожденная на Байкале». Выставка продлится до 30 апреля в Иркутском областном художественном музее имени Сукачева, в галерее сибирского искусства. Ничего подобного до этого не было не только в нашем городе, но и в России. На выставке собраны потрясающей красоты работы 79 профессиональных художников из 18-ти городов России и 13-ти зарубежных стран, специализирующихся в области современного керамического искусства.

Портреты Байкала в глиняных образах
фото Алексей Головщикова

Экспозиция стала итогом творческих симпозиумов, которые проводились авторами проекта на Байкале в течение последних пяти лет. Авторы проекта Татьяна Ерошенко и Сергей Пуртян надеются, что впечатляющая экспозиция, которая заняла два этажа выставочного пространства художественного музея, не только запомнится иркутянам, но и привлечет меценатов. Вполне может так случиться, что в числе посетителей окажутся подлинные ценители, которые готовы будут поддержать идею создания в Иркутске музея современной художественной керамики, аналогов которому пока нет в России.

«Пять лет назад, когда проект родился на свет, мы не ставили перед собой глобальных задач, – рассказала художественный руководитель проекта Татьяна Ерошенко. – Тогда, в 2012 году мы просто хотели создать площадку для профессионального общения с коллегами, потому что на тот момент в России не было места, где бы обменивались творческими идеями и опытом специалисты в области современной, а не традиционной керамики. Проводятся фестивали народных гончарных промыслов, а вот художественной керамики нет. Во всем мире проходят симпозиумы художественной керамики: в Азии, в Европе, Америке, даже в Австралии, а вот у нас не было».

фото Алексей Головщикова

К удивлению организаторов, идея нашла широкую поддержку среди молодых художников и студентов художественных вузов. В 2013 году проект после поддержки Минкультуры РФ был признан всероссийским, а уже через год получил статус международного, выйдя на высокий профессиональный уровень участников. 2016 год стал для симпозиума настоящим прорывом, потому что его границы существенно расширились. На Байкал стали приезжать художники из Бразилии, Индии, Японии, Монголии, Турции, Латвии и многих других стран. Все они творили на берегах священного озера и оставляли одну или две, а кто-то оставлял и три своих работы, пополняя тем самым разнообразие уникального творческого фонда. На сегодняшний день фонд хранит 150 авторских работ, выполненных в специальной технике раку, когда после обжига глина помешается в опилки. Эта техника была изобретена в Японии, широко распространена в Европе и отработана организаторами и участниками симпозиума на берегах Байкала. Кроме раку-обжигов, на симпозиуме применяется редукционный обжиг в газовых печах, так называемый барее-пит-раку, или обжиг с применением солей, используется традиционная народная техника «обвара в мучной болтушке», но используется она для создания художественной керамики. Технический руководитель проекта Сергей Пуртян все печи для симпозиума делает сам: как электрические, так и газовые, без его заслуг как технолога и экспериментатора не было бы ни симпозиума, ни сегодняшней выставки. В 2016 году благодаря партнерам проекта приобрели печи с возможностью высокотемпературного обжига, и на симпозиуме появился фарфор и каменная масса.

Местом для проведения симпозиума авторы не случайно выбрали остров Ольхон, который традиционно является мастерской под открытым небом для художников со всего мира. Место на острове тоже было определено особенное: недалеко от священного мыса Бурхан, у скалы Шаманка. По замыслу создателей проекта, необычное место с космическим ландшафтом должно было вдохновить художников на гениальные творения. И это сработало. «Перемещающиеся ветром пески, невероятно красивые скалы и заливы, постоянно меняющаяся погода, подвижные и изменчивые облака и море, бесконечно звездное по ночам небо, чистейший звонкий воздух, растения-эндемики, встречающиеся только здесь, жмущиеся к скалам, вырастающие прямо из песка – все это нашло отражение в произведениях художников симпозиума», – рассказала «МК Байкал» Татьяна Ерошенко.

В ее словах нет ни малости преувеличения. Посетителей впечатлит масштабная работа московской художницы Ольги Хан «Возвращение», которая побывала на симпозиуме дважды и в результате байкальского вдохновения создала композицию из глины в совмещении со ржавым металлом, найденным на острове. Подвижные фарфоровые марионетки на медной проволоке Татьяны Николаенко из Санкт-Петербурга не могут оставить зрителя равнодушным, потому что разрушают сложившийся стереотип о том, что глина окаменевший материал.

фото Алексей Головщикова

Работа керамиста из Японии Тору Курокава «Все для прекрасной земли», выполненная из шамота в технике черно-белого раку, без сомнения, является ценным трофеем, потому что именно на Байкале вместе со своими коллегами и единомышленниками японский художник смог довести свое произведение до совершенства. Играя с черным и белым цветом, его полутонами, плавно переходящими друг в друга, он добился невероятного эффекта – визуальной пластичности глины.

Под воздействием байкальского вдохновения известная латвийская художница Элина Титане создала трогательное произведение «Путь к Солнцу», выполненное из шамота посредством редукционного обжига. Внешне это произведение напоминает то ли цветок, то ли подводное растение, которое пробивает себе дорогу к солнцу. Оно потрясает не столько изяществом, сколько натуральным эффектом. Стремящееся к солнцу глиняное растение выглядит как живое.

Работа молодого и талантливого монгольского художника Сукхбурена Наранкхуу «Байкал», выполненная из шамота, покрытая медесодержащей глазурью и обожженная в раку-обжиге, поражает воображение радужными многоцветными переливами, заставляя человека верить, что красивее, красочнее и фантастичнее глины нет ничего. Выполненная из глины девушка, сидящая перед зеркальной чашей водной глади – таким увидел и запечатлел Байкал монгольский художник.

Организаторы выставки: администрация Иркутска, Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева, ИРОО «Творческое объединение художников-керамистов». Генеральный партнер выставки – Фонд поддержки городских инициатив «Атмосфера». Вторым партнером выставки выступила компания «Элит­Металл­Дизайн».

– Выставка «Байкал-КераМистика. Керамика, рожденная на Байкале» – наш совместный культурный проект, – рассказал президент Фонда поддержки городских инициатив «Атмосфера» Антон Лебедев. – Мы решили его поддержать потому, что он родился здесь, на нашей родной земле, на Байкале. Его авторы – наши земляки, благодаря им художники со всего мира получили возможность приезжать к нам. Многие из них всемирно известны, и они не только восхищаются красотой нашего края, но и создают бессмертные произведения искусства, часть из которых оставляют нам в дар. Разумеется, что, когда они возвращаются к себе на родину, они выставляют свои работы, таким образом мир узнает о нашей родине, о Байкале. Но было бы неправильным, если бы у иркутян не было возможности посмотреть эти произведения искусства. Поэтому мы решили дать им такую возможность, поддержать инициативу авторов проекта. Мы надеемся, что эта выставка станет началом развития направления керамического искусства в нашем городе. Мы также надеемся, что иркутяне получат от посещения выставки большое эстетическое удовольствие и те, кто никогда не сталкивался с керамическим искусством, откроют его для себя.

Организаторам выставки хотелось максимально раскрыть зрителю возможности и богатство мира керамики, поэтому специально к этому событию Сергей Пуртян и Татьяна Ерошенко создали две коллекции авторских фарфоровых украшений, которые профессионально продемонстрировали друзья и партнеры – ювелирная фирма ООО «АлмаАлсатэ». Организаторы выставки выражают благодарность Людмиле Ерошенко за сшитые специально к показу платья для коллекции и Марине Бабориной, финансово поддержавшей показ фарфоровой коллекции.

фото Алексей Головщикова

Эффект воздействия был усилен благодаря музыкантам студии этнической перкуссии «Этнобит» Наталье Власевской и Роману Козлову, которым удалось музыкальной импровизацией на керамических инструментах погрузить зрителей и слушателей практически в медитативное состояние. Такого эффекта музыканты достигли, используя уд, удонго, шейкер, окарину и даже импровизированный ксилофон из гончарных крынок. А поскольку темой выставки является керамика, рожденная на Байкале, то приглашение музыканта Александра Архинчеева стало заключительной мистической точкой вечера. Он играл на бурятских традиционных инструментах: моринхуре, варгане и пел горловым пением.

Посетить выставку можно по адресу: Иркутский областной художественный музей им. Сукачева, галерея сибирского искусства, Карла Маркса, 23.






Партнеры