Слабое звено

Возраст и отсутствие электоральной поддержки делают губернаторский статус Левченко уязвимым

Авторитетный в профессиональном сообществе страны Фонд «Петербургская политика», который проводит ежемесячные рейтинги социально-политической устойчивости регионов, по итогам ноября зафиксировал ухудшение социально-политического климата в Иркутской области, которая и без того, по мнению экспертов фонда, относится к неблагоприятным российским провинциям со слабой устойчивостью. Это значит, что по истечении года губернаторства коммуниста Сергея Левченко политический кризис в Приангарье, в результате которого он и пришел к власти, еще более усугубился. Сергею Левченко не удалось ни сформировать коалиционное правительство, ни договориться с оппозиционными элитами и, как следствие, приступить к решению важных для населения социально-экономических вопросов. Все достижения новорожденного народного губернатора, к которым в первую очередь относится рачительная бюджетная политика, в частности эффективное управление финансами и сокращение госдолга, рост промышленных индексов и увеличение сбора налогов, носят формальный характер. Если профессионально разобраться в их природе, то выяснится, что большая часть из них случилась по объективным обстоятельствам и непосредственно заслугой действующей власти не является. Особое внимание, однако, стоит обратить на так называемое эффективное управление финансами, от которого выгоду получает только сам губернатор при отчетах его перед Кремлем, а жителям это все аукается отменой социальных льгот, удорожанием тарифов практически на все, стагнацией бизнеса и в перспективе развалом всей существующей инфраструктуры.

Возраст и отсутствие электоральной поддержки делают губернаторский статус Левченко уязвимым
Фото с im5.kommersant.ru

И поскольку достижения Левченко формальны, за благовидными показателями ему уже сейчас не удается скрыть растущую социальную напряженность в муниципалитетах, которые в результате этого эффективного управления финансами фактически оказались обескровленными. Болезненные симптомы финансового удушья в результате жесткого административного сжатия, которое иркутянам прописало коммунистическое правительство, главы муниципалитетов ощутили еще летом. Разумеется, у них сразу сработал инстинкт самосохранения, проявлением которого и явился известный демарш мэров, наблюдавшийся летом. Попытка региональной власти подавить его административным давлением не увенчалась успехом, как и не увенчалось успехом намерение расколоть мэров на своих и чужих. Явлением этого же порядка стали инициативы мэра Иркутска Дмитрия Бердникова по совершенствованию законодательства о межбюджетных трансфертах, целью которых стала попытка защитить себя, коллег, местные бюджеты и жителей территорий буквой закона от финансового вампиризма. Вдохновив коллег по цеху на эту борьбу и заручившись поддержкой практически всей передовой общественности, Дмитрий Бердников упорно шел к своей цели и поставил региональные власти в ситуацию безвыходного компромисса. И хотя местечковая пропаганда пыталась факт этого вынужденного компромисса преподнести как очередную победную реляцию Сергея Левченко, людей обмануть не удалось.

Эксперты фонда «Петербургская политика» сюжет борьбы мэра Иркутска за финансовую самодостаточность муниципалитетов назвали одним из главных, повлиявших на показатели социально-политической устойчивости региона.

«Наиболее громкие конфликты имели место в Иркутске, где мэр Дмитрий Бердников призвал передать муниципалитетам 25% поступлений налогов от упрощенной системы налогообложения, а также часть средств от налогов на доходы физических лиц», - говорится в докладе фонда.

Еще одним возмутителем политического спокойствия в регионе стал другой, не менее харизматичный мэр, но уже северной столицы Приангарья. В отличие от своего коллеги, Дмитрия Бердникова, избравшего в качестве оружия юридические инструменты, Сергей Серебренников развернул фронт на линии эпистолярного жанра. С завидным упорством Сергей Серебренников пишет Сергею Левченко открытые письма, в которых изобличает в непрофессионализме, тенденциозности и искажении фактов членов правительства и его пресс-службу. На первый взгляд далекому от политики человеку это пристрастие мэра сурового северного города к столь странной форме протеста может показаться всего лишь забавным. Однако на самом деле за всем этим кроется серьезная драматическая история, которая не просто является еще одним признаком глубочайшего политического кризиса, но и проявлением вопиющего чиновничьего непрофессионализма. Дело в том, что Сергея Серебренникова региональные власти пытаются назначить единственным ответственным за срыв выполнения федеральной программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья. Иными словами, губернатор малодушно и трусливо пытается спихнуть эту проблему вниз по вертикали, потому что решить ее не может. А Сергей Серебренников тем более ее не может решить, но и назначать себя за это крайним не согласен, поэтому он защищается письмами, потому что никакой другой возможности ему не оставили.

Черная метка

Среди неблагоприятных социальных явлений, из-за которых эксперты фонда выставили Иркутской области почти черную метку, опустив ее на самое дно рейтинга, хуже нас только Карелия, Дагестан, Северная Осетия, Ингушетия, коммунальный кризис в Вихоревке и отмена льгот на проезд в общественном транспорте для пенсионеров и инвалидов.

Действительно, замерзающая Вихоревка в Братском районе, а кроме того, была еще и Эдучанка в Усть-Илимском районе, это серьезный экзамен, который правительство Левченко с треском провалило. Отопительный сезон 2016-2017 годов - это первый отопительный сезон, который министр Андрей Капитонов сдал под ключ, ибо предыдущий готовился еще правительством бывшего губернатора Сергея Ерощенко. О неизбежном провале этого отопительного сезона мэры территорий, как мы помним, заголосили еще летом. С этого, собственно, и начался тот нелицеприятный скандал.

Что касается отмены льгот на проезд в общественном транспорте, то тут эксперты фонда, мягко говоря, поторопились. Все прелести этого варварского решения еще впереди, потому что ни пенсионеры, ни инвалиды пока ничего не поняли, потому что ничего не почувствовали. До конца текущего года мэры крупных городов, в первую очередь Иркутска и Братска, взяли компенсацию этих льгот на свои бюджеты, как, собственно говоря, им и указывало сделать региональное правительство. Как будет в следующем году, никто не знает. И если льготы отберут, апофеоз социальной напряженности в этой теме настигнет нас весной, когда пенсионеры с рассадой потянутся на свои дачи. Вот тут-то и увидим по-настоящему цену этому решению.

Еще одно немаловажное обстоятельство, которое могло стать роковым для правительства Левченко, если бы то не одумалось, эксперты фонда называют в качестве достижения коммунистических властей. Это заключение соглашения с авиакомпанией «Ангара», позволившее возобновить полеты в Ербогачен и Маму. Видимо, факт подписания этого соглашения правительственная пропаганда также пыталась подать как заслугу Левченко. Однако за скобками федеральные эксперты оставили почти безумную идею регионального правительства заменить компенсацию средств, затраченных компанией на один рейс, выплатами за каждого льготника на борту. Эту гениальную новацию, как помнится, озвучил министр ЖКХ Капитонов, который уже отметился административным делом, возбужденным МЧС за его «подвиги» в Вихоревке.

«Ангара» тогда пригрозила судом, отменила полеты на Север, потом их возобновила по просьбе граждан на коммерческой основе. Правительство Левченко думало два дня и, напугавшись, пошло на попятную. Таким образом, был предотвращен весьма серьезный социальный взрыв, ведь люди в Ербогачене и Маме могли остаться без продовольствия и медицинской помощи. Возникает вполне закономерный вопрос, что это за правительство такое, которое не может спрогнозировать последствия своих же решений даже на один шаг?

А был ли коммунист?

Сергей Левченко считает, что все делает правильно, то есть с точностью до наоборот тому, что содержалось в его предвыборной программе. Он делает прямо противоположное тому, что декларируют в своих коммунистических декретах его товарищи по партии. Поэтому число его сторонников и людей, поддерживающих его как политика, будет стремительно усыхать как в стане его однопартийцев, так и просто политически не ангажированных граждан, рядовых избирателей. Жалкие попытки некоторых федеральных политологов выдать победу «Единой России» на выборах в Государственную Думу в сентябре 2016 года как достижение Левченко, который якобы не стал мешать Кремлю, - легенда, обреченная на короткую жизнь. Иными словами, политическая обстановка в регионе будет только накаляться, а социальная напряженность неуклонно расти. И все это в аккурат перед президентскими выборами 2018 года. И вот при таком раскладе утверждения некоторых, что «Сергей Левченко удобен Кремлю», может потерять актуальность. Ведь президент Владимир Путин в своем послании Федеральному Собранию экономическую и социальную политику поставил в приоритет, а проблемы здравоохранения и образования обозначил как самые болезненные. А именно по этим направлениям в регионе полный швах. Какой вуз в области ни возьми, сплошные фигуранты скандалов и уголовных дел. Ситуация же в здравоохранении вообще тема отдельного разговора, только главврачи из больницы в больницу кувыркаются, а очереди в поликлиниках как были, так и стоят намертво.

В своем рейтинге уважаемые эксперты из «Петербургской политики» оставили без внимания еще один скандал с явно ощутимым коррупционным душком. А именно решение Иркутского областного суда по восстановлению в должности руководителя агентства лесного хозяйства Сергея Журкова, которого, судя по всему, вытурили из этого кресла, чтобы устроить туда Сергея Шеверду, который, по слухам, является в доску своим. Решение суда правительство исполнило только частично, восстановили в должности, чтобы впоследствии сократить. Журков намерен добиваться справедливости, следовательно, у этой истории будет весьма резонансное продолжение. А незадолго до этого правительство засветилось в скандальном аукционе по передаче в долгосрочную аренду лесных участков общей площадью 600 тыс. га всего за 76 млн рублей в год. В регионе всем хорошо известно, что на лесе поднимаются большие деньги. Иными словами, не все так благополучно в датском королевстве, как вещает нам левченская пропаганда.

Накануне время «Ч»

К чему все это может привести? Разумеется, что исполнение финансовой дисциплины и сокращение госдолга являются основными критериями оценки эффективности региональных властей. И если, как утверждают многие, Левченко не будет на себя брать дополнительных обязательств и рисков, будет сидеть тихо и не высовываться, формально исполнять эти показатели, то спокойно, без шума, пыли и харизмы досидит, то есть докоптит, свой губернаторский срок. Возможно, так бы оно и было, если бы не задачи, которые ставит перед государственной властью 2018 год.

Поскольку на повестке дня значатся выборы президента страны, то, как сообщает агентство ИА REGNUM со ссылкой на источник в администрации президента России, новый замглавы президентской администрации Сергей Кириенко вплотную занялся изучением ситуации в российских регионах, чтобы представить президенту на рассмотрение их ранжированный список. Сергей Кириенко намерен разделить его на три условные части: регионы, где необходимо менять губернатора, регионы, где в этом точно нет необходимости, и третья часть списка — регионы, где ситуация «не очевидна, и по ней пока нет решения».

«По словам источника, разновидностей ситуации, при которой необходима смена главы региона, всего три: плохая и ухудшающаяся экономическая ситуация, электоральное недовольство главой региона или утрата доверия», - сообщает REGNUM.

Директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков в своей статье выдвигает версию, зачем это нужно. Он, в частности, утверждает, что «в этой связи возможно обновление губернаторского корпуса в его наиболее уязвимой части». «Слабые звенья» — лидеры, пользующиеся низкой поддержкой населения, имеющие межэлитные конфликты, не обладающие достаточным ресурсом или сильно закоррумпированные.

По его мнению, следующий 2017 год станет поворотным для региональной политики.

«Похоже, что власть решилась на серьезное обновление своих кадровых резервов, прежде всего в масштабах всей страны. Проще говоря, грядет плановая замена всех «возрастных» губернаторов, в возрасте 60+», - считает Илья Гращенков.

Короче, у Сергея Левченко этих недостатков полный набор: и возраст, и межэлитные конфликты, и низкая поддержка населения. В активе формальные победы на ниве выполнения финансовой дисциплины по бюджету, но это палка о двух концах. Если Левченко будет сидеть и над «златом чахнуть», коромчить бюджетные деньги, держать муниципалитеты в черном теле, чтобы потом неиспользованные средства в конце года возвращать в федеральный бюджет, как это было сделано в прошлом году и, как ожидается, будет в этом, то хорошо от этого станет только ему одному, а всем остальным очень плохо. И тогда уж точно не только федеральные эксперты, а сами жители впаяют этому губернатору черную метку.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру