Законодательные инициативы мэра Иркутска возникли не на пустом месте. На самом деле мэрам надоело смотреть в рот региональному правительству, которое неспособно решать насущные проблемы и брать на себя ответственность за будущее жителей Иркутской области. Все последние действия правительства Сергея Левченко не только не решали народных проблем, а лишь создавали новые. При этом ответственность за содеянное коммунисты цинично спихивали на муниципальные власти, фактически подставляя их перед жителями своих населенных пунктов. В результате, понимая, что в лице региональных властей мэры не найдут поддержки, они решили действовать самостоятельно. Таким образом, из-за непрофессионализма и коммунистического чванства властная вертикаль в Приангарье дала серьезный крен. Последствия случившегося сегодня невозможно спрогнозировать, но очевидно, что ничего хорошего из этого не выйдет.
И поскольку сегодня в Иркутской области региональная власть, в сущности, оказалась в лучшем случае импотентной, а в худшем даже вредоносной, мэрам крупных городов приходится защищать от нее своих жителей, потому что кто, если не они.
Кто, если не мэры?
Так, Дмитрий Бердников, защищая интересы иркутян, обратился в Заксобрание с предложением вернуть Иркутску право распоряжаться землями, собственность на которые не разграничена, потому что областное Министерство имущества не может это грамотно делать. Мэр также предлагает увеличить для городских округов налоговые отчисления НДФЛ и уже с 2017-го, а не как планировалось ранее, с 2018 года, передать муниципалитетам 25% начислений, взимаемых по упрощенной системе налогообложения. По этим же причинам и мэр Братска, защищая интересы братчан, написал открытое письмо губернатору. В нем он говорит о несправедливом распределении бюджетных средств, в результате чего город недополучит к концу года порядка 500 млн рублей. Следовательно, у муниципальных властей не будет возможности выполнять социальные обязательства.
– Происходит какая-то вакханалия. Регион взял на себя полномочия по распоряжению землями, государственная собственность на которые не разграничена, при этом у регионального Минимущества нет физических возможностей, необходимого штата, чтобы должным образом исполнять взятые на себя функции, – возмущен депутат думы Иркутска Юрий Коренев.– В результате выделяют, например, многодетным семьям земельные участки под строительство жилья в болотистой местности. Так было с поселком Лесным, с поселком Славным, куда люди даже не могли добраться, кругом одна грязь была. Получается, что регион выделил землю и больше не несет за свои решения никакой ответственности, а муниципалитет должен расхлебывать.
Дело в том, что по законодательству региональная власть отвечает лишь за распределение земель, а вот обеспечивать выделенные под застройку участки новыми дорогами, инженерными сетями и социальными объектами обязан муниципалитет. При этом Минимущества области, выделяя очередные участки льготникам, город о своих планах в известность не ставит, так что появление где-то на болотах вокруг Иркутска очередных микрорайонов становится для города полной неожиданностью, в результате городские власти, являясь заложниками ситуации, вынуждены менять собственные планы по строительству дорог и инфраструктуры.
Так, например, вышло с поселком Боково, территория которого по редакции городского Генплана от 2012 года по какой-то неизвестной причине значилась как зона индивидуальной жилой застройки. На деле построить дома в Боково льготникам вряд ли удастся, это заболоченная местность, только на осушение которой потребуется порядка 500 млн рублей. И это уже не говоря о дороге и инфраструктурных объектах. Этих денег в городском бюджете просто нет, от области ждать помощи бессмысленно – в 2016 году, например, город получил от региона деньги только на дорожное строительство, причем из полученных 468 млн 200 – это бюджетный кредит. Чтобы не бросать людей, ставших заложниками безответственного распределения Минимуществом участков, город изменил назначение земли в Боково в Генплане на зону природного ландшафта, что в случае изменения областного закона об особо охраняемых природных территориях позволит создать там такую территорию. А это, в свою очередь, даст право городским властям предоставить льготникам, получившим землю в Боково, участки в других районах города, куда более пригодных для жизни.
– Работа администрации и думы Иркутска просто блокируется из-за отсутствия у нас полномочий по распределению этих земель. Мы, утверждая Генплан города, иногда не понимаем, как отреагирует на документ областное правительство. У нас было несколько случаев, когда город обращается в министерство имущественных отношений с просьбами выделить участки под строительство школы, под социальные учреждения и получает отказ, – говорит депутат городской думы Александр Панько. – Мне, как председателю комиссии по собственности и земельным отношениям, ясно, что эффективность от работы будет выше, если будущее Иркутска будет зависеть только от городских властей, которые намного лучше знают потребности простых жителей, чем министерство и правительство.
Хаос и импотенция
Передача полномочий по распоряжению неразграниченными землями на областной уровень спровоцировала огромное количество самостроев. Земля под строительство выдается в неожиданных местах, как это было в микрорайоне Союз, где один из въездов теперь перегородила стоянка. Из-за бестолкового распределения земель арендаторам город вынужден перекраивать градостроительные документы, потому что бороться с киосками или стоянками, разрешение на которые выдало Минимущества, права не имеет.
Немаловажно и то, что взысканием долгов также занимается Минимущества, которое не проявляет энтузиазма в этой работе. В результате только за прошедший год бюджет Иркутска недополучил порядка 110 млн рублей, в этом году задолженность по арендным платежам прогнозируется еще выше.
– Инициатива по возвращению полномочий по распределению неразграниченными землями Иркутску очень своевременная. Нужно признать, что в свое время было принято ошибочное решение. Оно было принято волевым способом, основано на каких-то ложных представлениях, что передача полномочий области поможет уберечь землю от злоупотреблений чиновников. Ну и где эта защита? – возмущен депутат городской думы Иркутска Сергей Юдин.
Конечно, можно было бы воспринимать инициативы мэра областного центра как желание выгадать для Иркутска побольше денег и возможностей, хотя это, собственно говоря, является первостепенной задачей главы любого муниципалитета, но очевидно, что за внесенными законодательными инициативами кроется нечто большее, чем финансовый интерес. Несмотря на то, что именно в территориях собираются те налоги и сборы, высокими поступлениями которых так сегодня гордятся губернатор Левченко и его подчиненные, муниципалитеты с этого имеют самую малость, и на эти мизерные суммы местные власти должны как-то обеспечить не просто нормальную жизнь муниципалитетов, но и их развитие. Именно поэтому предложения Дмитрия Бердникова о перераспределении налоговых отчислений поддержали члены Ассоциации муниципальных образований Иркутской области, правда, с одной, но существенной поправкой – перераспределение должно коснуться не только городских округов, но и муниципальных районов.
Сегодня муниципалитеты фактически полностью зависимы от области. В последние годы у них забрали практически все налоговые отчисления, при этом суммы оставшихся отчислений в местные бюджеты сокращены до минимума. Если раньше отчисления от сбора НДФЛ в бюджете, например, Иркутска составляли 30%, то сегодня уже 26,5%. Дмитрий Бердников предлагает увеличить отчисления НДФЛ для городских округов хотя бы до 29,5%. Только в бюджет Иркутска это дополнительно принесет порядка 500 млн рублей. То же касается и упрощенной системы налогообложения: сборы от УСН сегодня полностью поступают в областной бюджет, с 2018 года 25% планируется отдать муниципалитетам. Опять же, для Иркутска, это еще 600 млн рублей. Почему не отдать их уже сейчас, когда эти деньги так остро необходимы? В итоге получается больше 1 млрд рублей. Это средства, в которых город остро нуждается, благодаря им мэрия сможет вести плановую работу, а не ждать подачек от правительства, которое еще неизвестно, выделит средства или нет. К тому же все прекрасно понимают, что никогда Иркутск не получит из областного бюджета больше 1 млрд рублей. На 2017 год в проекте бюджета для Иркутска предусмотрено 167 млн рублей, все по линии Дорожного фонда, то есть потратить деньги можно только на строительство и ремонт дорог. А с остальными полномочиями город, по всей видимости, должен крутиться сам, как может, а мэр должен, как факир, доставать барыши из воздуха.
Где деньги, Зин?..
И это проблемы не только Иркутска. Сергей Серебренников правомерно ставит вопрос о сбалансированности городского бюджета, реализации инвестиционных проектов на территории Братска. Мэр Братска считает необходимым рассмотреть вопрос поддержки города и компенсации местному бюджету выпадающих доходов по земельному налогу и арендной плате за землю путем выделения дотации и субсидии на сбалансированность из регионального бюджета в сумме не менее 500 млн рублей. Он предлагает учесть обозначенные потребности Братска и предусмотреть финансовые ресурсы на их реализацию в соответствующих программах Иркутской области. Небывалая ситуация, когда мэры обращаются не напрямую к власти в кабинетах, а вынуждены решать такие стратегически важные вопросы в публичном пространстве, является еще одним подтверждением управленческого кризиса.
Мэр Черемхово, председатель Ассоциации муниципальных образований Иркутской области Вадим Семенов недоволен поздним поступлением средств на строительство дорог и школ. Как людям объяснить, что не мэр плохой, вспомнил о дорогах или о школах только к концу года, а что региональное правительство из-за своей безграмотности так все устроило.
– Предложения Дмитрия Бердникова – это движение вперед, шаг навстречу процессу выстраивания более конструктивных и результативных межбюджетных отношений в Иркутской области. Эти отношения нужно менять, нужно слышать и двигаться навстречу друг другу. У правительства есть мнение, что денежные отношения с муниципалитетами у него очень хорошие, у муниципалитетов несколько иное мнение, – считает Вадим Семенов. – Правительство, по всей видимости, живет очень хорошо и комфортно, судя по докладам губернатора, собирается много налогов, решается много проблем. А муниципалитеты этого не чувствуют, у всех нас ситуация крайне сложная. Мне непонятны разговоры о выделении правительством денег муниципалитетам. Это же не деньги правительства, это деньги, которые народ заработал, а правительство только исполняет техническую функцию по их направлению в территории. И если этих денег они не могут найти, то это проблемы правительства, а не наши, мы свои обязанности выполняем качественно, хотя губернатор утверждает обратное. Нужно заниматься делом, а не политикой.
Короче, кризис властной вертикали в отдельно взятом российском регионе налицо. Причем он, без сомнения, носит исключительно рукотворный характер, потому что его на ровном месте, при высокой наполняемости областного бюджета создало правительство Сергея Левченко. В результате его мэры и жители Иркутской области оказались в крайне тяжелом положении, деньги в бюджете есть, правительство об этом без стыда рапортует, но при этом предлагает гражданам затянуть пояса. Более того, тычет пальцем в муниципальные власти, дескать, если хотите, можете взять эти расходы на себя. Может быть, уже настало время народным избранникам, что заседают в Законодательном Собрании, вмешаться в эту управленческую вакханалию и задать правительству Сергея Левченко всего один вопрос. Если у нас такие высокие налоговые сборы, то почему мы такие бедные? Почему денег нет ни на льготный проезд пенсионерам, ни на модернизацию канализации и строительство водных скважин, ни на дороги и прочее. Пусть ответит народу, который его выбрал.