– С 1 января 2016 года в соответствии с федеральным законодательством службой по тарифам до муниципалитетов больше не доводятся предельные индексы изменения тарифов. Таким образом, муниципальные образования получили право устанавливать любые экономически обоснованные тарифы, – рассказал руководитель службы по тарифам Иркутской области Александр Халиулин. – В связи с этим ряд муниципалитетов завысили максимальный размер тарифов, при этом зачастую не для населения, поэтому растет дельта между тарифом и платой граждан, а получающиеся выпадающие доходы компенсируются из бюджета региона. Показательно, что с 2014 года размер выпадающих доходов, которые компенсирует бюджет, вырос с 220 млн до 602 млн рублей.
Стоит ли говорить, что, приводя эти ужасающие цифры, Александр Халиулин упустил из виду темпы инфляции, сколько стоил рубль по отношению к доллару в 2014 году и сколько стоит сейчас. Но, видимо, элементарная экономическая грамотность у коммунистического правительства не в чести.
Недовольство областных властей вызвал и рост количества предписаний, выдаваемых службой по тарифам в отношении муниципалитетов, а также многочисленные судебные тяжбы с ними. Так, в 2014 году в адрес муниципальных властей было выдано восемь предписаний, а за первое полугодие 2016 года – 12. Все это, по словам Александра Халиулина, свидетельствует о серьезном неповиновении муниципальных властей, а кроме того, об их непонимании единой политики тарифообразования. Как отметил глава региональной службы по тарифам, если бы муниципалитеты сами оплачивали разницу между тарифом для населения и экономически обоснованным тарифом, то десять раз бы подумали, каким должен быть тариф.
– Муниципальные образования, скажем прямо, начали гнуть свою линию в отношении принципов тарифообразования на местах. Поэтому мы хотим, чтобы полномочия по тарифообразованию были возвращены на областной уровень, чтобы был единый центр принятия решений – и это служба по тарифам. Собственно, если уж за принятые тарифы ресурсоснабжающим организациям платят из бюджета области, то область и должна эти тарифы контролировать.
Несерьезные чиновничьи метания
Депутаты между тем высокой патетики речи Александра Халиулина не оценили, задавшись справедливыми вопросами о целесообразности законопроекта правительства. Первая из претензий парламентариев – отсутствие внятного обоснования, на каких основаниях и почему полномочия должны быть отняты у муниципалитетов и возвращены областным властям, ни плюсов, ни минусов из представленного правительством обоснования вычленить нельзя. А представленные аргументы уж очень хлипки – предписания службы в адрес 12-ти из 470 муниципальных образований Иркутской области большинство депутатов не впечатлили. Кроме того, отсутствие положительного отзыва на законопроект от Ассоциации муниципальных образований Иркутской области также сыграло против авторов законодательной инициативы.
– В 2012 году мы с боем принимали закон о передаче полномочий по установлению тарифов на воду муниципалитетам. Они тогда говорили нам: «Уважаемые коллеги, подумайте десять раз, не передавайте их». Вы, по-моему, тогда так же докладывали проект закона. Тогда мы передали эти полномочия. И сегодня мы рассматриваем вопрос о возвращении полномочий. Это что за несистемное государственное управление? Должны быть какие-то очень существенные причины для этого, но выдача 12-ти предписаний – это не основание для того, чтобы забрать полномочия у всех муниципалитетов, – отметила зампредседателя Заксобрания, председатель комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Наталья Дикусарова. – И еще момент – вы не пробовали обсуждать тарифообразование с самими муниципалитетами? Есть ряд муниципалитетов, которые категорически не согласны с передачей этих полномочий службе. Вообще, если, как вы говорите, наблюдается какой-то безудержный рост выпадающих доходов, значит, все годы, что вы доводили индексы до муниципалитетов, они получали несоответствующие индексы? Откуда взялся рост выпадающих доходов с 2014 года, если служба контролировала тарифы? И еще вопрос: если передать полномочия службе, вы не боитесь, что вам не хватит работников, что вы не успеете довести индексы к январю? А ведь так и будет! Опять появится шквал жалоб от муниципалитетов, что служба не успевает установить тарифы. Не можем мы, депутаты, в один год отдать полномочия, в другой год забрать при таких слабых обоснованиях, это не профессионально и не серьезно.
По словам руководителя региональной службы по тарифам, правительство выступает резко против диалога с главами муниципалитетов крупных городов из-за их заинтересованности в сохранении полномочий по установлению тарифов, так как у них в собственности находятся доходные водоканалы. Доходность которых, разумеется, обеспечивается за счет компенсации выпадающих доходов из бюджета региона. Так, по информации Халиулина, увеличением экономически обоснованных тарифов «шалят» Иркутск и Ангарск – в Иркутске в 2016 году по сравнению с прошлым годом рост выпадающих доходов составил порядка 100 млн рублей, в Ангарске – порядка 20 млн рублей. При этом муниципалитеты принимают дорогостоящие инвестиционные программы развития водоканалов, которые не согласовывают с правительством, что тоже не устраивает областные власти. Однако убедить депутатов в ненужности дорогостоящей модернизации прогнивших сетей в крупных городах и районных центрах руководителю службы не удалось.
– Вы почему-то постоянно говорите про крупные города, где питьевая вода и водоотведение доступны и остро стоят лишь вопросы об обновлении инженерных коммуникаций. Но в Иркутской области в 21 веке существуют огромные территории, где люди не имеют доступа к воде в принципе, – попытался вернуть к адекватности инициаторов законопроекта депутат Владислав Буханов. – Я не понимаю, как вы хотите ограничивать тарифы, не видя перспектив для каждой территории – когда там будет чистая питьевая вода. Я говорю про конкретные территории – Заларинский, Зиминский, Куйтунский районы, где у людей нет пригодной для употребления воды. Вы постоянно обращаетесь к густонаселенным территориям и не говорите о перспективах районов, где вообще нет труб и воды. И я не нашел в проекте стратегии социально-экономического развития Иркутской области до 2030 года ответов на эти вопросы. Как вы собираетесь даже не развивать эти территории, а элементарно поддерживать в них жизнь?
Слушая маловразумительные аргументы правительства, депутат от Ангарска Олег Тюменев вообще поставил вопрос ребром. «Меня интересует другой вопрос – ну передадим мы вам тарифообразование, а вы чем лучше? Вот вы докажите, что вы лучше будете управлять этими тарифами, что простому народу будет легче от этого. Из вашего выступления я этого не понял, честно говоря, вы уж извините», – возмутился депутат.
Вода станет роскошью
Председатель комитета по собственности и экономической политике Законодательного Собрания, коммунистка Ольга Носенко обрушилась с критикой на мэров. По ее глубокому убеждению, принятию закона препятствуют только шесть крупных муниципальных образований области, которые боятся разорения своих водоканалов. В чем, собственно, в данном случае заключается криминал, депутат-коммунистка не пояснила, ведь, согласитесь, было бы странным, если бы мэры этих шести муниципалитетов жаждали бы разорения своих водоканалов. Особые злые намерения Ольга Носенко усмотрела в мэрии Иркутска, руководство которой, по ее мнению, игнорирует интересы людей, думая только о том, как сохранить численность водоканала. Однако никаких подтверждений, кроме эмоциональной личной убежденности, в доказательство своих подозрительных мыслей депутат не привела.
– Служба по тарифам Иркутской области предоставила документы, демонстрирующие, что включает в тарифы, допустим, МУП «Водоканал» Иркутска. Если вам озвучу то, что сегодня оплачивает предприятие, вам, наверное, это будет неудобно слышать, – обратилась к депутатам Ольга Носенко. – Это и путевки, и санаторно-курортное лечение, проведение праздников и олимпиад, и подарки, и доплаты какие-то к пенсии. Зарплата директора МУП «Водоканал» составляет практически 600 тыс. рублей. Ну, такой зарплаты, наверное, нет ни у спикера Законодательного Собрания, ни у губернатора, ни у мэров. А зарплата главного инженера – 400 тыс. рублей. Надо делать выводы из этого.
Администрация Иркутска в этот же день опровергла представленную Ольгой Носенко информацию, назвав ее ложной, порочащей честь и достоинство руководства МУП «Водоканал». В связи с этим в настоящее время на предприятии рассматривается вопрос о подаче иска в суд на данное заявление депутата.
Несмотря на то, что законопроект никому в парламенте, кроме фракции коммунистов, не понравился, депутаты почему-то одобрили его в первом чтении.
– С учетом того, что законопроект принимается в первом чтении, во втором чтении его авторам, хотят они этого или нет, придется обсуждать эту тему с муниципальными властями. И я думаю, что должны быть найдены компромиссные решения, которые устроят всех, иначе я опасаюсь того, какими будут тарифы на воду для населения начиная со следующего года, – подытожила обсуждение законопроекта Наталья Дикусарова.
Иными словами, Наталья Дикусарова опасается, что тарифы на воду в случае принятия этого законопроекта для населения увеличатся. Это, если называть вещи своими именами, и является главной целью коммунистического правительства Сергея Левченко, в задачи которого, судя по всему, не входят такие сантименты, как забота о простых людях, которые его выбрали. Следует полагать, что существуют какие-то другие задачи, о которых простому народу не известно.