Власть без социальных обязательств

Левченко спихнул заботу о стариках и инвалидах на частные компании и нищие муниципалитеты

Пилотный проект по внедрению электронных проездных билетов для льготников в Ангарске обернулся жестким ограничением на число поездок в общественном транспорте ветеранов и инвалидов. Правительство Приангарья издало постановление, по которому с 1 октября 2016 года затраты на проезд льготников будут компенсироваться перевозчикам из расчета не более 30 поездок в месяц по городу и 20 — в садоводства. Такое ограничение в регионе существовало и раньше, но до сих пор оставалось не более чем формальностью, поскольку реальное число поездок по одному билету никто не считал. Теперь для учета поездок в Ангарске и Усолье-Сибирском будет использоваться внедренная электронная система, а в других городах, в частности в Иркутске, начнут выдавать талоны на разовый проезд. Это значит, что пожилые люди должны будут хорошенько подумать перед тем, как воспользоваться городским транспортом или поехать на дачу, поскольку смогут делать это лишь две недели за месяц. И это только вершина айсберга. Как выяснилось, в своем старании урезать затраты на льготников власти региона переложили часть расходов на нищие муниципальные бюджеты и лишили социальных проездных пассажиров, сопровождающих детей-инвалидов и инвалидов I группы.

Левченко спихнул заботу о стариках и инвалидах  на частные компании и нищие муниципалитеты
Фото: big-rostov.ru

— Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области попросило ангарских перевозчиков поучаствовать в пилотном проекте, который позволит увидеть реальное число льготников, нуждающихся в социальных проездных билетах, а также необходимое им количество поездок, — рассказал депутат думы Ангарска, генеральный директор «Автоколонны 1948» Сергей Шарков. — Ангарские перевозчики используют электронную систему учета поездок льготников в течение четырех лет, знают реальную потребность. Они сразу сказали, что 30 поездок в месяц — это очень мало, люди ездят больше. Тогда Минсоцразвития предложило возить льготников безлимитно и пообещало компенсировать все затраты свыше указанного числа поездок. Но когда пилотный проект закончился, в суде по взысканию этих средств министерство заявило, что дополнительные компенсации незаконны и необоснованны. Перевозчиков просто обвели вокруг пальца.

Неудавшийся эксперимент

Руководство Минсоцразвития Приангарья много лет тянуло с внедрением электронных проездных билетов для льготников. Какую-никакую экономию средств областного бюджета можно было получить уже давно, перейдя на электронный учет поездок. Тем более что необходимое для этого оборудование перевозчики того же Ангарска, по их словам, установили еще в 2010 году. Однако до конца прошлого года правительство региона доверяло продажу единых социальных проездных билетов самим транспортникам, ориентировалось на их отчеты при выплатах компенсаций и возмещало за каждый проданный билет стоимость 30 поездок по действующему тарифу за вычетом цены билета — 150 рублей. Иными словами, власти более пяти лет мирились с тем, что эта льгота была совершенно непрозрачной.

Наконец, в декабре 2015 года правительство Иркутской области объявило о намерении начать в Ангарске с января выдавать электронные социальные проездные билеты. В середине лета министр социального развития, опеки и попечительства Приангарья Владимир Родионов подвел итоги пилотного проекта — за полгода в Ангарске было выдано почти 27 тыс. электронных транспортных карт. Однако пассажиры пользовались льготным проездным не каждый месяц, так как это требует пополнения карты на 150 рублей. Среднее количество пассажиров в месяц составило 19,6 тыс. человек. За весь период картой реально воспользовались 24 тыс. человек.

Для сравнения, в первом полугодии 2015 года перевозчики, по словам Владимира Родионова, продавали ежемесячно 30 тыс. бумажных билетов, то есть снижение произошло на треть. При этом сумму компенсаций Минсоцразвития снизило почти в три раза — с 65 млн рублей в первые полгода 2015 года до 23 млн рублей за шесть месяцев 2016 года. Дело в том, что за льготников, которые ездили на общественном транспорте менее 30 раз, они решили возмещать затраты по числу поездок, а за ездивших более 30 раз — только за эти 30 поездок.

Разумеется, перевозчиков это не устроило. Тем более что Минсоцразвития при обсуждении вопроса компенсаций фактически дало обещание возместить транспортным компаниям все поездки льготников. Правда, использовало для этого весьма двусмысленную формулировку, отраженную в протоколе совещания: «министерство выразит согласие с позицией транспортных предприятий об объемах затрат, фактически ими понесенных и подлежащих возмещению». Последнее уточнение позволило министерству в суде  заявить, что эта часть выпадающих доходов возмещению не подлежит.

В результате, по словам заместителя министра социального развития, опеки и попечительства Приангарья Светланы Иевлевой, никаких судебных перспектив у исковых требований ангарских перевозчиков нет. Однако несмотря на принципиальную позицию в суде, правительство региона все же решило пойти на компромисс. По словам Владимира Родионова, власти возместят средства за поездки и свыше 30 раз в месяц. По данным Сергея Шаркова, по решению председателя правительства Александра Битарова перевозчикам компенсируют затраты на перевозку льготников до 100 поездок в месяц. Мэрия Ангарска по итогам совещания оценила дополнительные выплаты в 27,4 млн рублей.

Таким образом, затраты бюджета будут сокращены только на 22% — до 50,4 млн рублей. Выходит, заявления Минсоцразвития о жульничестве ангарских перевозчиков с отчетами о перевезенных льготниках практически не подтвердились. По итогам пилотного проекта было возбуждено уголовное дело о предоставлении заведомо подложного реестра учета реализованных единых социальных проездных билетов только одним перевозчиком — «Автоколонна 1951». Следовательно, то, что на Ангарск приходилось 50% всех средств, направляемых на эту субсидию в области, — это объективная реальность. И сложилась она в результате того, что в этом городе лучше, чем где-либо еще в регионе, налажена работа общественного транспорта и на всех без исключения маршрутах перевозят льготников.

Права пенсионеров урезали

Из не слишком успешного с точки зрения экономии бюджета пилотного проекта в Ангарске правительство Приангарья сделало весьма странные выводы. Так, недавно им в спешном порядке было издано новое постановление, касающееся перевозок льготников, которое начнет действие с 1 октября 2016 года. Администрация Иркутска была предупреждена об этом, по словам начальника управления транспорта комитета городского обустройства мэрии Евгения Владимирского, в середине сентября. Широкой общественности об этом стало известно лишь на прошлой неделе. Решения, заложенные в этот нормативный документ, сводят на нет все итоги пилотного проекта.

Прежде всего, транспортным компаниям решено было и дальше компенсировать затраты на перевозку льготных категорий граждан из расчета не более 30 поездок в месяц по городу и 20 — в пригородном сообщении. По заверениям Светланы Иевлевой, пилотный проект показал, что в среднем льготные категории, то есть пенсионеры 60-80 лет и инвалиды, ездят порядка 30 раз в месяц. При этом чиновникам министерства достоверно известно, что среднее число поездок по итогам пилотного проекта было выше — 37,5 раз в месяц. Это число было озвучено на пресс-конференции в июле этого года. Однако власти региона почему-то решили компенсировать перевозчикам заведомо меньше, чем это необходимо согласно результатам их же эксперимента.

Но главное, представители правительства Приангарья настаивают на том, что указанное количество поездок, подлежащих компенсации, не меняется уже на протяжении десяти лет. Это так, но только до сих пор льготники спокойно ездили на общественном транспорте более 30 раз в месяц, потому что это никем не проверялось. Новое постановление превратит существовавшую много лет формальность в реально действующее ограничение. Причем даже в тех муниципалитетах, где электронный учет проездов льготников не ведется. Так, мэрия Иркутска вынуждена с октября перевести льготные категории граждан на новые именные социальные проездные билеты с отрывными талонами, рассчитанные строго на 30 поездок.

— Мы должны в кратчайшие сроки создать эту систему с талонами и напечатать билеты. Те, кто уже приобрел билеты, должны будут заменить их в наших кассах. Оформление билетов теперь будет длиться дольше, потому что на каждом отрывном талоне должна быть написана фамилия льготника, — рассказал Евгений Владимирский. — Когда льготник израсходует все талоны, он не сможет осуществить поездку по билету. Согласно постановлению дальше он будет осуществлять поездки на общих основаниях, оплачивая проезд, как все пассажиры.

По словам главы транспортного комитета мэрии Иркутска, по решению мэра Дмитрия Бердникова муниципальный транспорт будет перевозить бесплатно пенсионеров и инвалидов и после того, как они потратят все 30 талонов. Но убытки муниципальных предприятий возмещаются за счет бюджета, а частные перевозчики вряд ли смогут позволить себе бесплатные перевозки льготников. «Если министерство не возмещает выпадающие доходы, то частный транспорт должен либо остановиться, и тогда предприятия уйдут в банкротство, либо надо будет прекратить возить льготников», — подчеркнул Сергей Шарков.

Именно так уже и поступают перевозчики в Ангарске, предупреждая льготников о необходимости платить за проезд после 30-й поездки. Областные власти ответили на эти объявления очередным странным решением — Минсоцразвития Приангарья пожаловалось на ангарские транспортные компании в прокуратуру региона. Нарушением называется то, что те отказываются перевозить льготников по электронному проездному билету свыше 30 поездок за месяц. Иными словами, им ставится в вину то, что они не хотят работать бесплатно. Реакции прокуратуры пока не последовало, но министерство настаивает на нарушении постановления правительства Приангарья № 521-ПП. Однако Минюст РФ по запросу усольских и иркутских перевозчиков еще в 2014 году провел экспертизу этого постановления и пришел к выводу, что согласно ему льготник должен покупать билет после 30-й поездки на общих основаниях. С октября это станет реальностью.

Экономия на спичках

В ходе презентации властями нового порядка выплаты компенсаций обнаружилось, что в своем стремлении сэкономить на льготниках правительство Иркутской области всем вышеописанным не ограничилось. Как выяснилось, перевозчики в территориях региона, где недавно повышался тариф на проезд в общественном транспорте, с начала года терпят убытки, поскольку власти решили выплачивать компенсации по старому тарифу. Эта норма была предусмотрена в постановлении № 521-ПП в 2016 году для того, чтобы изменения тарифов в муниципалитетах в течение года не влияли на расходную часть областного бюджета.

К примеру, в Иркутске транспортным компаниям, перевозящим льготников, возмещают затраты по тарифу в 13 рублей, в то время как в областном центре действует тариф в 15 рублей. Такая экономия бюджетных средств, по словам Евгения Владимирского, серьезно сказывается на муниципальных предприятиях. А значит, увеличивает нагрузку на местные бюджеты. И если для казны областного центра это не так критично, то для дефицитных бюджетов других территорий региона это станет очередным ударом.

Более того, правительство региона решило сэкономить даже на мелочах. Так, мэрия Иркутска заявила об отмене областными властями в 2016 году компенсаций за перевозку в общественном транспорте пассажиров, сопровождающих детей-инвалидов и инвалидов I группы. Согласно имеющимся в распоряжении «МК Байкал» документам ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Иркутску» компенсировало затраты муниципальных предприятий города, в частности МУП «Иркутскавтотранс», на перевозку сопровождающих. Однако в 2016 году министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, которому подведомственно указанное областное учреждение, отказалось выплачивать перевозчику соответствующую субсидию. На вопрос о том, для чего нужно было сокращать расходы за счет именно этой категории льготников, Светлана Иевлева ответила уклончиво:

— Согласно постановлению правительства РФ перевозчик вправе по одному билету перевозить пассажиров, сопровождающих ребенка-инвалида либо инвалида I группы, — подчеркнула замминистра. — На сегодняшний день ни федеральным законом об инвалидах, ни другими нормативно-правовыми актами такой меры социальной поддержки не предусмотрено. Ее давным-давно, с 2005 года, отменили.

Этой льготы на федеральном уровне действительно не предусмотрено, как, впрочем, и компенсации за 30 поездок. Однако право на такие субсидии у региона осталось, и он от них, судя по всему, последовательно избавляется. «Правительство Иркутской области с 2016 года исключило из списка имеющих льготный проезд категорию сопровождающих инвалидов тяжелой группы. Тем самым они фактически забрали право льготного проезда и у самих инвалидов, которые не могут ездить без сопровождающего, — подчеркнул Сергей Шарков. — Ангарские перевозчики, со своей стороны, решили возить сопровождающих инвалидов бесплатно, несмотря на отмену компенсации».

Муниципальные предприятия в Иркутске тоже решили перевозить сопровождающих бесплатно. Однако, по словам Евгения Владимирского, отмена билетов для сопровождающих лишает их возможности получить страховую выплату в случае ДТП. «В случае какого-то происшествия у человека не будет подтверждающего документа о том, что он был пассажиром. По одному билету никакая страховая компания двум пассажирам выплаты не произведет», — пояснил глава транспортного комитета.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру